pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Про вопросы и о вопросах священникам

Уже несколько лет мне приходится отвечать на разные вопросы, присылаемые свяшенникам на pravmir.ru, где есть соответствующая рубрика «Ответы священников на вопросы» (в 2007-2010 годах отвечал эпизодически и с начала 2012 года непрерывно). Всегда было интересно это делать, и со временем приходишь к выводу, что задающие вопросы, количество которых за последние годы никак не уменьшается, представляют собой определённый срез нашей церкви, а типы этих вопросов могут быть определённым образом классифицированы. Какие вопросы больше всего и чаще всего задаются?

Прежде всего, люди пытаются поделиться своими проблемами и ожидают, что, быть может, отвечающий священник сможет как-то помочь в их разрешении. Такие вопросы часто присылаются из глубокой провинции. Видимо, в тех местах с пастырским попечением совсем не просто.
К примеру, вопросы следующие. Большая часть их, и вполне важных и серьёзных, и весьма второстепенных, фактически начинается со слова «КАК».

- Как лучше поступить в той или другой жизненной ситуации (обмен квартир, споры о наследстве, злоупотребление начальников, священнослужителей в том числе);
- Как простить обидчиков;
- Как быть с пьющими родными и как помочь им преодолеть зависимость;
- как бороться со страхами, укрепить в себе веру…
- как правильно сделать то, другое, третье и т.д.

Но заочное общение весьма ограничивает возможности ответов на многие вопросы, учитывая, что вопрос задаёт человек, о котором абсолютно ничего не знаешь, кроме только лишь того, что он в данный момент о себе написал. Но пишущие на сайт как правило это не всегда хорошо понимают, и по неопытности готовы воспринимать ответ священника либо как своего рода "палочку-выручалочку", либо как уже окончательную волю Божию. Такое впечатление, по крайней мере, складывается из тональности довольно многих писем. И тут, конечно, нужно иметь немалое терпение и тактичность. На многие часто задаваемые вопросы иной раз можешь отвечать уже на уровне автоматизма, но каждый человек переживает свой вопрос как реальную серьёзную проблему, которая может со стороны казаться пустяковой.

И задающим, и отвечающим на вопросы хорошо бы помнить об одной важной вещи: на очень многие вопросы нет чётких и однозначных ответов (хотя многим как раз кажется, что они есть или должны быть, но на самом деле они есть лишь в головах отдельно взятых людей). Такие ответы существуют лишь для весьма ограниченного круга проблем, касающихся прежде всего вероучения, основных догматов или понимания большинства библейских текстов, и то не всех подряд. По многим другим неизбежны разные взгляды, и это нормально! Поэтому отвечающим священникам даже уместно иной раз отметить, что возможны разные точки зрения по задаваемому вопросу, но лично я думаю так, или мне близка следующая позиция... И из разных точек зрения можно и даже иной раз нужно выбирать, что кому ближе и понятнее.

Этот тип вопросов часто перекликается или дублируется другим, очень похожим типом:

1) "а не грех ли это?" (что считать грехом); и 2) как Церковь смотрит на... или относится к... Эти два последних вида вопросов пересекаются между собой и задаются с неизменной регулярностью.
Примеры:
- Грех ли брить или стричь бороду;
- Грех ли желание путешествовать;
- Является ли грехом физиогномика и графология?
- Не грех ли православному христианину коллекционировать нэцкэ?
- Является ли моя работа грехом (увлечением науками мира сего)?
- Как Церковь смотрит на охоту?
- Как религия относится к бодибилдингу? Является ли он греховным?
- Грешно ли увлекаться рыбалкой?
- Является ли грехом то, что я в кофе для разведения горячего напитка налила святую воду?
- Не грех ли играть в шахматы?
И даже до такого доходит:
- Правда ли, что родить ребенка — это грех?
К сожалению, таким вопросам способствовали разные сомнительного качества издаваемые брошюрки в помощь, так сказать, кающимся, где давались перечисления сотен или даже тысяч всяких «наименований»…
Приходится каждый раз отвечать, что в Церкви нет и не может быть готовых ответов и оценок на все случаи жизни, - по поводу очередного вышедшего фильма, каждой выпущенной книги или популярной рок-группы! Можно подумать, что у нас есть готовая группа экспертов, которая только и делает, что отслеживает все явления общественной и культурной жизни и выносит по ним соответствующие оценки (однажды я получил вопрос, как Церковь относится к группе Depeche Mode ). Нет, у нас нет такой экспертной группы, и слава Богу, что нет! Церковь в истории выносила какие-то определения по самым важным вопросам, и для вынесения их созывались соборы. По всем остальным темам может быть сколько людей, столько и вкусов, и мнений, о которых бесполезно спорить. В конце концов, мы призваны к свободе и у нас есть право выбора. И понятие греха во многих случаях - относительное, если речь не идёт о нарушении одной из 10 Божьих заповедей. Оно нередко обусловлено внушением, воспитанием и многими другими внешними и весьма посторонними по отношению к вере факторами. К сожалению, эта грехобоязнь часто подпитывается нашей же церковной средой, где человек привыкает к набору неких установок, разрешений и запретов, часто весьма условных и необоснованных, вместо того, чтобы понять главное в христианской жизни и стремиться к любви и ко всему позитивному (по мысли блаж. Августина, люби - и делай, что хочешь).

Какие вопросы не так уж часты по сравнению с предыдущими? Конечно же, о том, как понимать те или другие мысли Писания. Иногда присылаются весьма интересные и даже глубокие вопросы, над которыми самому не приходилось задумываться. Но, конечно, это единицы процентов, если говорить об их доле в общем количестве вопросов. Хотя вопросы по Ветхому Завету и его жесткости или даже жестокости присылаются довольно регулярно (что это за «злой Бог» такой в Ветхом Завете, повелевающий убивать).
Ну и есть ещё определенный контингент людей, среди которых попадаются полемисты, спорщики, желающие показать свою эрудицию или спровоцировать отвечающего на дискуссию. Нередко от таких людей получаешь не просто вопросы, а целые трактаты на несколько страниц текста! Приходится таковым напоминать, что данный раздел сайта - не для дискуссий (для этого есть форум). И администрации стоило бы подумать о том, чтобы ограничить объём задаваемого вопроса в разумных пределах (к примеру, 3000 знаков). А для того, чтобы вникнуть в сложную жизненную ситуацию задающего вопрос, которую требуется описать максимально подробно, и дать какую-то наводку, если только это возможно сделать, то лучше связываться со священником по личной электронной почте.

Буду рад, если кто-то из священников, участвующих в подобных переписках, поделится здесь своим опытом или в чем-то дополнит меня.
Tags: жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments