pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Про вопросы и о вопросах священникам

Уже несколько лет мне приходится отвечать на разные вопросы, присылаемые свяшенникам на pravmir.ru, где есть соответствующая рубрика «Ответы священников на вопросы» (в 2007-2010 годах отвечал эпизодически и с начала 2012 года непрерывно). Всегда было интересно это делать, и со временем приходишь к выводу, что задающие вопросы, количество которых за последние годы никак не уменьшается, представляют собой определённый срез нашей церкви, а типы этих вопросов могут быть определённым образом классифицированы. Какие вопросы больше всего и чаще всего задаются?

Прежде всего, люди пытаются поделиться своими проблемами и ожидают, что, быть может, отвечающий священник сможет как-то помочь в их разрешении. Такие вопросы часто присылаются из глубокой провинции. Видимо, в тех местах с пастырским попечением совсем не просто.
К примеру, вопросы следующие. Большая часть их, и вполне важных и серьёзных, и весьма второстепенных, фактически начинается со слова «КАК».

- Как лучше поступить в той или другой жизненной ситуации (обмен квартир, споры о наследстве, злоупотребление начальников, священнослужителей в том числе);
- Как простить обидчиков;
- Как быть с пьющими родными и как помочь им преодолеть зависимость;
- как бороться со страхами, укрепить в себе веру…
- как правильно сделать то, другое, третье и т.д.

Но заочное общение весьма ограничивает возможности ответов на многие вопросы, учитывая, что вопрос задаёт человек, о котором абсолютно ничего не знаешь, кроме только лишь того, что он в данный момент о себе написал. Но пишущие на сайт как правило это не всегда хорошо понимают, и по неопытности готовы воспринимать ответ священника либо как своего рода "палочку-выручалочку", либо как уже окончательную волю Божию. Такое впечатление, по крайней мере, складывается из тональности довольно многих писем. И тут, конечно, нужно иметь немалое терпение и тактичность. На многие часто задаваемые вопросы иной раз можешь отвечать уже на уровне автоматизма, но каждый человек переживает свой вопрос как реальную серьёзную проблему, которая может со стороны казаться пустяковой.

И задающим, и отвечающим на вопросы хорошо бы помнить об одной важной вещи: на очень многие вопросы нет чётких и однозначных ответов (хотя многим как раз кажется, что они есть или должны быть, но на самом деле они есть лишь в головах отдельно взятых людей). Такие ответы существуют лишь для весьма ограниченного круга проблем, касающихся прежде всего вероучения, основных догматов или понимания большинства библейских текстов, и то не всех подряд. По многим другим неизбежны разные взгляды, и это нормально! Поэтому отвечающим священникам даже уместно иной раз отметить, что возможны разные точки зрения по задаваемому вопросу, но лично я думаю так, или мне близка следующая позиция... И из разных точек зрения можно и даже иной раз нужно выбирать, что кому ближе и понятнее.

Этот тип вопросов часто перекликается или дублируется другим, очень похожим типом:

1) "а не грех ли это?" (что считать грехом); и 2) как Церковь смотрит на... или относится к... Эти два последних вида вопросов пересекаются между собой и задаются с неизменной регулярностью.
Примеры:
- Грех ли брить или стричь бороду;
- Грех ли желание путешествовать;
- Является ли грехом физиогномика и графология?
- Не грех ли православному христианину коллекционировать нэцкэ?
- Является ли моя работа грехом (увлечением науками мира сего)?
- Как Церковь смотрит на охоту?
- Как религия относится к бодибилдингу? Является ли он греховным?
- Грешно ли увлекаться рыбалкой?
- Является ли грехом то, что я в кофе для разведения горячего напитка налила святую воду?
- Не грех ли играть в шахматы?
И даже до такого доходит:
- Правда ли, что родить ребенка — это грех?
К сожалению, таким вопросам способствовали разные сомнительного качества издаваемые брошюрки в помощь, так сказать, кающимся, где давались перечисления сотен или даже тысяч всяких «наименований»…
Приходится каждый раз отвечать, что в Церкви нет и не может быть готовых ответов и оценок на все случаи жизни, - по поводу очередного вышедшего фильма, каждой выпущенной книги или популярной рок-группы! Можно подумать, что у нас есть готовая группа экспертов, которая только и делает, что отслеживает все явления общественной и культурной жизни и выносит по ним соответствующие оценки (однажды я получил вопрос, как Церковь относится к группе Depeche Mode ). Нет, у нас нет такой экспертной группы, и слава Богу, что нет! Церковь в истории выносила какие-то определения по самым важным вопросам, и для вынесения их созывались соборы. По всем остальным темам может быть сколько людей, столько и вкусов, и мнений, о которых бесполезно спорить. В конце концов, мы призваны к свободе и у нас есть право выбора. И понятие греха во многих случаях - относительное, если речь не идёт о нарушении одной из 10 Божьих заповедей. Оно нередко обусловлено внушением, воспитанием и многими другими внешними и весьма посторонними по отношению к вере факторами. К сожалению, эта грехобоязнь часто подпитывается нашей же церковной средой, где человек привыкает к набору неких установок, разрешений и запретов, часто весьма условных и необоснованных, вместо того, чтобы понять главное в христианской жизни и стремиться к любви и ко всему позитивному (по мысли блаж. Августина, люби - и делай, что хочешь).

Какие вопросы не так уж часты по сравнению с предыдущими? Конечно же, о том, как понимать те или другие мысли Писания. Иногда присылаются весьма интересные и даже глубокие вопросы, над которыми самому не приходилось задумываться. Но, конечно, это единицы процентов, если говорить об их доле в общем количестве вопросов. Хотя вопросы по Ветхому Завету и его жесткости или даже жестокости присылаются довольно регулярно (что это за «злой Бог» такой в Ветхом Завете, повелевающий убивать).
Ну и есть ещё определенный контингент людей, среди которых попадаются полемисты, спорщики, желающие показать свою эрудицию или спровоцировать отвечающего на дискуссию. Нередко от таких людей получаешь не просто вопросы, а целые трактаты на несколько страниц текста! Приходится таковым напоминать, что данный раздел сайта - не для дискуссий (для этого есть форум). И администрации стоило бы подумать о том, чтобы ограничить объём задаваемого вопроса в разумных пределах (к примеру, 3000 знаков). А для того, чтобы вникнуть в сложную жизненную ситуацию задающего вопрос, которую требуется описать максимально подробно, и дать какую-то наводку, если только это возможно сделать, то лучше связываться со священником по личной электронной почте.

Буду рад, если кто-то из священников, участвующих в подобных переписках, поделится здесь своим опытом или в чем-то дополнит меня.
Tags: жизнь церковная, люди
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments