pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Почему в РПЦ до сих пор не прославлена мать Мария Скобцова?

Ксения Кривошеина, автор последней недавно вышедшей и наиболее полной книги, посвященной м. Марии, объясняет это так:
"В 2000 году меня с моим мужем Никитой пригласил к себе в храм Трех Святителей архиепископ Корсунский Иннокентий и попросил принести с собой имеющиеся материалы о м. Марии. Владыка знал о том, что я занимаюсь организацией выставки художественных произведений м. Марии в Русском музее, да своё благословение, обещал всяческую помощь в нахождении её работ. Мы принесли ему толстую папку копий домашнего архива. "попросил вас об этом, потому что Комиссия по канонизации поручила мне собрать максимум материалов о матери Марии. В Москву поступила просьба о рассмотрении возможного прославления м. Марии". К этому времени я от Елены Дмитриевны Аржаковской-Клепининой, дочери о. Димитрия Клепинина, уже знала, что она с помощью о. Сергия Гаккеля подготовила папку документов, которую мне показала. Эти документы готовились архиепископом Сергием (Коноваловым) для передачи Синоду Константинопольской Церкви, как сам владыка рассказал в своём интервью газете "Русская мысль" в апреле 1999 года.

Синодальная комиссия РПЦ по канонизации святых осенью 2000 года по представлению митрополита Сурожского Антония внимательно изучала возможность канонизации матери Марии, её сына Юрия и о. Димитрия Клепинина. При этом было выявлено много вопросов, на которые не нашлось ответа в представленных материалах. В частности, комиссия констатировала, что необходимо заняться серьёзной архивной работой, в том числе в архивах гестапо, которая могла бы внести ясность в обстоятельства последних дней и кончины м. Марии, - из представленных документов было видно, что имеются противоречивые устные предания об этом. Было отмечено, что для дальнейшего продвижения процесса канонизации необходим также богословский анализ письменного наследия м. Марии. В предварительном заключении комиссии было сказано: "После получения новых сведений о жизни, подвиге, обстоятельствах кончины и почитании монахини Марии, её сына Георгия Скобцова, священника Димитрия Клепинина комиссия вернётся к обсуждению этого вопроса".

Затем, как отмечает Ксения Кривошеина, архиеп. Сергий (Коновалов) скончался в начале 2003 года, а после него и митр. Антоний, который не смог предоставить дополнительных материалов по м. Марии. Отношения между РПЦ и Русской Архиепископией КП охладились после избрания архиеп. Гавриила (де Вильдера). На запросы, направленные в Архиепископию по поводу материалов о м. Марии, реакции не последовало. 16 января 2004 Синод Константинопольского патриархата принял решение о канонизации монахини Марии, прот. Алексия Медведкова, свящ. Димитрия Клепинина, Юрия Скобцова и Ильи Фондаминского. Основанием для канонизации стало прошение из Парижа от управляющего русской Архиепископией в Западной Европе архиеп. Гавриила.

"По получении официального известия о состоявшейся канонизации покойный патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил своему константинопольскому собрату, что у Русской Церкви, членами которой большую часть своей жизни были все новопрославленные, кроме И.И. Фондаминского, крестившегося незадолго до смерти, - особый интерес к данной канонизации. Патриарх упомянул, что "в 2000 году вопрос о канонизации монахини Марии, Юрия Скобцова и отца Димитрия Клепинина был предметом рассмотрения Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда после детального обсуждения члены комиссии не пришли к согласному решению относительно возможности прославления" за недостатком "документальных свидетельств об их жизни и кончине". Но на братскую просьбу "направить нам для изучения материалы, на основании которых произведена канонизация", за десять последующих лет так и не поступило никакого ответа".

Это версия, изложенная Ксенией. Наверняка версия представителей русской Архиепископии Константинопольского патриархата будет другой. Вполне возможно, что, несмотря на недостаток документов, которые невозможно было представить, там посчитали канонизацию вышеупомянутых мучеников возможной. Можно подумать, в случае канонизации, допустим, отрока Артемия Веркольского были убедительные и документальные свидетельства! Или же в случае не менее спорных с исторической и политической точки зрения фигур, как царя Николая второго и его супруги Александры...

А в остальном вышедшая книга обещает быть насыщенной и увлекательной в чтении. Супругов Кривошеиных я имею честь знать с 2003 года, еще с парижского периода служения. Вчера на презентации Ксения даже объявила меня "крестным отцом" её книги! Это, конечно, лестное преувеличение, но в создании этой книги я невольно оказался своеобразным "передаточным звеном". От Владимира Илюшенко, автора книги "Отец Александр Мень: жизнь, смерть, бессмертие" два года назад я случайно узнал, что издательство Эксмо ищет автора для написания книги о матери Марии. Я сказал, что автор, владеющий материалом, давно уже есть, и я готов с ним связаться по поводу такого предложения. После чего написал Ксении, она откликнулась, затем началась её переписка с издательством, и вот - результат!
Tags: жизнь церковная, история, книжная полка
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments