pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Послушание или подчинение?..

В нашей церковной жизни иной раз настолько исказились смыслы слов, что изначальный, духовный смысл их прочно забыт. Из-за того, что дух мира сего прочно утвердился в церковной среде.
"Благословение" архиерея означает фактически распоряжение, приказ. "Неблагословение", соответственно, запрет ("только попробуй"!). А ведь всего лишь навсего это слово означает "одобрение" или "неодобрение". Но всегда ли может следовать из того или другого одобрения административный акт?
Примерно так же обстоит дело и с послушанием. Которое у нас поставили "выше поста и молитвы"
Фактически, возвели в догмат и при этом превратили в безоговорочное подчинение, административного порядка. Кстати, кто это сказал, что оно выше всего остального, и в каком смысле? Если такое послушание, как было у Сына Божьего Отцу, то да, оно выше всего, кто бы спорил. Но если просто подчинение, то с какой это стати?

Сын Божий был послушен Отцу до смерти на кресте, как мы читаем у апостола Павла (Флп. 2, 8). Но что на самом деле это значит?

Слово отца Александра Шмемана здесь весьма кстати:
"Принцип иерархии предполагает идею послушания, но не подчинения, ибо послушание основано на личном отношении, в то время как подчинение безлично по самой своей сути. Сын во всем послушен Отцу, но не подчинен Ему. Он всесовершенно послушен, ибо всесовершенно и всецело знает Отца как Отца. Он не подчинен Ему, ибо подчинение предполагает несовершенное знание и отношение и вследствие этого необходимость принуждения. Итак, иерархия это не отношения власти и подчинения, но совершенное послушание всех всем во Христе — послушание, являющееся признанием и знанием личных даров и харизм каждого всеми. Всякий истинный собор истинно личен и потому истинно иерархичен. И Церковь иерархична просто в силу того, что она есть заново обретенная жизнь, совершенное сообщество, истинный Собор. Облечение кого-либо иерархическими функциями не означает возвышения его над другими, его противопоставления как власти тем, кто обязан ему подчинением. Оно означает признание Церковью его личного призвания внутри Ecclesia, его поставления от Бога, Который знает сердце человека и потому является источником всякого призвания и дара. Таким образом, это подлинно свободный акт, ибо в нем открывается послушание всех: послушание того, кого посвящают; послушание тех, кто его посвящает, т. е. признает за ним Божественное призвание к служению управления; послушание всей Церкви воле Божией."
(По поводу богословия соборов)

В общем, послушание в истинно-христианском смысле есть духовный акт, и он не односторонний, а взаимный: не только ученик (послушник) слушается учителя (наставника), но и учитель слушает ученика, входит в его внутренний мир, стремится понять его. Подчинение же - совершенно односторонний акт, абсолютно не духовный, но административный. Послушание основано на взаимной любви, подчинение - на праве сильного.

Еще из Шмемана, оттуда же:
""Понятие «иерархии» отождествили с «субординацией», т. е. с большей или меньшей мерой власти. Что касается прихода, то лишенный соборного управления (роль которого в «епископальной» Церкви выполнял «пресвитериум»), он за несколько веков утратил и все остаточные признаки соборной жизни, перестав быть «собором» в сколько-нибудь реальном значении этого слова. Ему насильно навязали сперва идею чисто пассивного подчинения laos'a иерархии, затем — не без влияния всякого рода прогрессивно-демократических доктрин — идею оппозиции мирян иерархии.
   «Клерикализация» Церкви неминуемо рождает свою логическую противоположность — бунт. Но этот бунт нельзя объяснить одним лишь невежеством, враждебными влияниями «современного мира» и пр. Ведь с православной точки зрения и «клерикализм» является уклонением и ошибкой.""
Tags: высокое богословие, жизнь церковная
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments