pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Проект "Современное богословие" на gefter.ru + видеозапись круглого стола

29 октября я был приглашен поучаствовать в круглом столе по проблеме современного языка Церкви. Были заявлены несколько человек среди предполагавшихся выступающих, в их числе поэтесса Ольга Седакова, журналисты Константин Эггерт, Ксения Лученко, которые не пришли. Зато хорошо выступили библеист Михаил Селезнев, религиовед Роман Багдасаров, выступление которых изначально не предполагалось.
hgr по скайпу рассказал о новой истории, начиная с Декарта, об исихазме и современном пропагандистском ТВ как двух антагонистических полюсах, об искусстве авангарда как наиболее близком религиозному в современности.

Я выступаю с 5-й по 12 минуты, с 20 по 25-ю и потом еще немного.
Из аннотации на сайте:
Цель проекта «Современное богословие» на Gefter.ru — размышление о возможности современного языка русской Церкви, ее предании и догматике, ее политических позициях, ее влиянии на общество и восприятии таковым, ее философии свободы и права. Перелом в отношении к метафизической и богословской мысли в конце 1980-х годов совпал со сломом привычных общественных отношений, привычек обживать сложившийся «жизненный мир» по-советски. Но произошел ли слом сознания, при котором появляется навык мыслить иначе, чем «принято»? Мы видим, что, несмотря на искренний энтузиазм обращений, горячность стремлений создавать духовные смыслы, позиция богословия оказалась робкой: сам язык должен был скорее поладить с имеющейся атонией сознания, чем заставить его работать по-другому. При всей независимости богословских рассуждений, их полемической заостренности и определенной подготовке духовных лиц в гуманитарных науках, не удалось предложить языка, отвечающего современной ситуации: постиндустриальной, мультикультурной, мультилингвистической. Отдельные замечания клира о глобализации выглядят как опасения и тревоги, а не как анализ. Мы пытаемся выяснить, как ресурс богословия, осуществлявшегося в разных культурах и обществах за два тысячелетия, может по-новому проблематизировать феномен современности. Есть ли у Церкви ответ на «кризис Просвещения» — не эмоциональный, но понятийный, в духе тончайшего интеллектуального аппарата восточнохристианского богословия?

Tags: высокое богословие, история, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments