pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Проект "Современное богословие" на gefter.ru + видеозапись круглого стола

29 октября я был приглашен поучаствовать в круглом столе по проблеме современного языка Церкви. Были заявлены несколько человек среди предполагавшихся выступающих, в их числе поэтесса Ольга Седакова, журналисты Константин Эггерт, Ксения Лученко, которые не пришли. Зато хорошо выступили библеист Михаил Селезнев, религиовед Роман Багдасаров, выступление которых изначально не предполагалось.
hgr по скайпу рассказал о новой истории, начиная с Декарта, об исихазме и современном пропагандистском ТВ как двух антагонистических полюсах, об искусстве авангарда как наиболее близком религиозному в современности.

Я выступаю с 5-й по 12 минуты, с 20 по 25-ю и потом еще немного.
Из аннотации на сайте:
Цель проекта «Современное богословие» на Gefter.ru — размышление о возможности современного языка русской Церкви, ее предании и догматике, ее политических позициях, ее влиянии на общество и восприятии таковым, ее философии свободы и права. Перелом в отношении к метафизической и богословской мысли в конце 1980-х годов совпал со сломом привычных общественных отношений, привычек обживать сложившийся «жизненный мир» по-советски. Но произошел ли слом сознания, при котором появляется навык мыслить иначе, чем «принято»? Мы видим, что, несмотря на искренний энтузиазм обращений, горячность стремлений создавать духовные смыслы, позиция богословия оказалась робкой: сам язык должен был скорее поладить с имеющейся атонией сознания, чем заставить его работать по-другому. При всей независимости богословских рассуждений, их полемической заостренности и определенной подготовке духовных лиц в гуманитарных науках, не удалось предложить языка, отвечающего современной ситуации: постиндустриальной, мультикультурной, мультилингвистической. Отдельные замечания клира о глобализации выглядят как опасения и тревоги, а не как анализ. Мы пытаемся выяснить, как ресурс богословия, осуществлявшегося в разных культурах и обществах за два тысячелетия, может по-новому проблематизировать феномен современности. Есть ли у Церкви ответ на «кризис Просвещения» — не эмоциональный, но понятийный, в духе тончайшего интеллектуального аппарата восточнохристианского богословия?

Tags: высокое богословие, история, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments