pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О поставлении епископов: малоизвестные факты

""Блаженный Иероним сообщает, что в Александрии до середины III века пресвитеры сами избирали из своей среды епископа и его рукополагали. Сведения Иеронима подтверждаются Севером Антиохийским (первая половина VII века) и Евтихием, мельхитским патриархом (Х в.). Как бы мы ни оценивали историческую правдивость Иеронима, трудно допустить, чтобы такого рода факт мог быть им измышлен, т.к. совершенно непонятно, для чего это надо было делать. Избрание и поставление пресвитерами александрийского епископа является до настоящего времени камнем преткновения для догматического богословия, хотя почти несомненно, что все церкви прошли через это.""

(прот. Николай Афанасьев. Из статьи "Единое евхаристическое собрание древней Церкви". Сборник "Церковь Божия во Христе", ПСТГУ, 2015, сс. 216-217).

Оттуда же, продолжение:
""Особенность истории Египетской церкви заключается в том, что епископат в ней появился очень поздно. Собственно до Димитрия (189-232) мы можем говорить только об одном александрийском епископе. По утверждению Евтихия, пресвитериум вместе с александрийским епископом управлял всем Египтом как одной церковью. Однако и после III века пресвитериум еще долго сохранял свое значение. По сообщению Епифания, во время Ария в Александрии было много церквей, управляемых пресвитерами... Арий стоял во главе одной из них - вавкалийской. Как показывает история начала арианских споров, Арий пользовался, как стоящий во главе церкви, если не полной самостоятельностью, то таким положением, которого не имел, насколько нам известно, в большинстве церквей ни один пресвитер. Мы не должны это приписывать исключительно личному авторитету Ария. Это положение распространялось, по-видимому, на всех пресвитеров, стоящих во главе александрийских церквей. Нам известно, что во время того же епископа Александра один из пресвитеров, некий Колют, рукополагал пресвитеров и диаконов. Было ли это недолжной узурпацией прав александрийского епископа или попыткой вернуть себе то, чем пользовались его предшественники? Последнее предположение более вероятно, чем первое, т.к. эпоха начала 4-го века была крайне неблагоприятна для такого рода претензий пресвитеров.""
Tags: жизнь церковная, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments