pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Вильнюс, золотая осень. 6-8 октября.

*

1. Кое-что о православной жизни в Литве.
Как и в Риге в начале августа, побывал в эти дни в литовской столице также в первый раз в жизни. Город понравился, не меньше, чем Рига. Пусть здесь нет столь разукрашенных дореволюционных домов, как в Риге, но общий городской пейзаж с обилием разных церквей, своеобразный холмистый рельеф с густой зеленью производят самое благоприятное впечатление.
Через общих знакомых, прежде всего благодаря Наталье (burbalka), пообщался с одним интересным священником, служащим в Вильнюсе; без неё я бы сам на него не вышел. Он рассказал мне много интересного. В частности, вот что.

Православных по статистике сейчас в Литве около 4 процентов населения (в абсолютной численности около 140 тыс.); преобладают, естественно, католики. Это совсем немного, учитывая, тем более, то, что обычно из тех, кто только называет себя православными, реально практикуют своё православие в лучшем случае 5%, а в самом лучшем около 10. То есть, приходы существуют на очень скромном уровне, а в сельской местности вообще на грани выживания. Священники вынуждены подрабатывать помимо основной своей деятельности. Спасает многих преподавание Закона Божия – за это литовское государство платит. Один из батюшек имеет частную врачебную клинику, ну и т.д.

(собор Свято-Духова монастыря)
1

2

(территория монастыря)
3

Хотя русские православные приходы в Литве не имеют даже официального статуса автономии (это всего лишь одна из рядовых епархий РПЦ), фактически епархия живет совершенно автономной жизнью. Приходы числятся под «Литовской православной церковью» без упоминания Московского Патриархата (в Латвии, впрочем, то же самое). Только раз в год в Москву посылаются отчеты, а в остальном всякие общественно-политические мероприятия, устраиваемые российским посольством в Литве, православным духовенством игнорируются. С тем, чтобы православие в Литве не ассоциировалось с «партией войны», к примеру, уже в самое последнее время. Денежные взносы Москва от Литвы, понятное дело, также не получает.

(Никольская церковь, одна из старейших в Вильнюсе, перестраивалась в XVI в. при князе Острожском)
4

С католиками отношения добрососедские и даже просто прекрасные – дай Бог любой другой стране иметь такие. Православные в Литве это ценят, как и ценят расположение государственной власти, хотя расположение вовсе не означает какое-то особое «покровительство», как в России. Экуменизм здесь – совершенно нормальное и само собой разумеющееся явление.

(церковь св. муч. Параскевы, также одна из старейших; нынешний вид приобрела в середине XIX в. Здесь совершаются службы на литовском яз.)
5

(кафедральный митрополичий Успенский собор)
6

(Храм прп. Михаила Малеина и равноап. царя Константина)
7

8

9

(храм иконы Б.М. «Знамение»)
10

11

12

Более 20 лет здесь был правящим архиереем Хризостом, архиепископ, затем митрополит. В 2011 году его сменил арх. Иннокентий, его когда-то ставленник, рукоположенный в священный сан в 1981 г (я же, в свою очередь, один из ставленников Иннокентия в 1997 г. в его бытность управляющим Читинской епархией). О Хризостоме сведения и отзывы довольно противоречивые. С одной стороны, он еще в советскую пору проявлял независимую позицию и рукополагал немало из столичных интеллигентов, которые специально уезжали либо в Курскую епархию, которую он тогда возглавлял, либо позднее в Иркутскую, куда его фактически «сослали» в 1984 г.; в Литву он был назначен в 1990 г. В то же время по характеру он был типичным администратором, довольно жестким. Священникам с ним было общаться сложно. По отзыву знакомого уже батюшки из Вильнюса, он решал все дела быстро как администратор, но при этом, когда к нему обращались, он мог обрушить на любого из попов целую обойму разных «пулеметных очередей». Иннокентий в сравнении с ним выглядит куда проще и доступнее! И это притом, что мне самому с Иннокентием, соприкасаясь с ним постоянно в Париже в 2002-2005, было весьма не просто, и отношения между нами были неровные… Каков же тогда был бы в моих глазах Хризостом!? Даже представить себе сложно. А ведь это далеко не худшие архиереи РПЦ! Но по крайней мере Литве повезло в том отношении, что если в большинстве епархий МП обстановка обычно неуклонно ухудшается в связи со сменой епископской власти и появлением новых епархий в результате дробления старых, то здесь все отмечают только улучшение.

2. Городские улицы, пейзажи, католические костёлы.

Интересный и по-своему невероятный факт. В начале XIX в. (1811 год) город Вильно (56, 3 тыс. чел.) был третьим по численности в Россиийской империи после Санкт-Петербурга (335 тыс.) и Москвы (270 тыс.)! На четвертом месте была Казань (53, 9 тыс.), на пятом Тула (52, 1). В начале ХХ в. (1913 г.) картина существенно поменялась: на третьем месте была Варшава (884 тыс.), на четвертом Рига (558 тыс.), на пятом Киев (520 тыс.). Вильно-Вильнюс опустился на 13-е место с 203 тысячами.
http://varandej.livejournal.com/556822.html

Вход в старый город совсем недалеко от ж-д вокзала и автовокзала.
13

14

15

За воротами начинается центральная пешеходная улица Аушрос Варту:
16

Костел св. Терезы (XVII в.). Вдали – уже запечатленные ранее на снимке ворота в старый город, с известной Остробрамской иконой Богоматери, через стекло, впрочем, почти не просматривающейся.
17

Здесь же рядом – резиденция епархиального архиерея и Свято-Духов монастырь.
18

19

20

Городская филармония:
21

Аушрос Варту переходит в улицу Диджёи и приводит к центральной площади с мэрией.
22

23

24

Костел св. Казимира. С 1840 по 1915 гг. был православным собором свят. Николая:
25

Костел св. Иоанна
26

Костел св. Михаила
27

Костел св. Анны, позднеготический (XVI в.)
28

Тут же рядом – костел свв. Бернардина и Франциска, и симпатичный Бернардинский парк.
29

30

31

32

33

34

35

И тут открывается вид на замковую гору, Домский собор и прилегающую площадь.
36

37

38

39

40

От кафедрального собора идет центральный проспект Гедиминаса.
41

42

43

Проспект кончается у реки, за которой виден Знаменский храм (см. фото 10-12):
44


На гору с замком Гедимина можно легко подняться, и оттуда открывается панорама на город.
45

46

47

48

49

50

Гора с замком со стороны реки Нярис:
51

Река Нярис (Вилия):
52

53

54

Панорама делового центра:
55

3. Разное.

Леиклос

Родиться бы сто лет назад
и сохнущей поверх перины
глазеть в окно и видеть сад,
кресты двуглавой Катарины;
стыдиться матери, икать
от наведенного лорнета,
тележку с рухлядью толкать
по желтым переулкам гетто;
вздыхать, накрывшись с головой,
о польских барышнях, к примеру;
дождаться Первой мировой
и пасть в Галиции -- за Веру,
Царя, Отечество, -- а нет,
так пейсы переделать в бачки
и перебраться в Новый Свет,
блюя в Атлантику от качки.

(Иосиф Бродский. Литовский дивертисмент, 1971)
Ул. Леиклос:
56

Dominikanaj

Сверни с проезжей части в полу-
слепой проулок и, войдя
в костел, пустой об эту пору,
сядь на скамью и, погодя,
в ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
-- Прости меня.
(И. Бродский, там же)

Ул. Доминикону:
57

58

59

Следы заброшенности:
60

61

62

Вильнюс одноэтажный, двухэтажный, деревянный, обветшалый…
63

64

65

66

Отдельные дома весьма привлекательно смотрятся даже со слегка обветшалым налетом.
67

68

(ул. Пилимо)
69

77
Что там за скульптура на крыше, кто знает?..

(ул. Кауно)
70

71

72

73

74

75

Местная синагога, возле которой мне выпало остановиться:
78

Городские дворики:
79

80

81

А это что за улочка и площадь?
82

Костел Всех Святых:
83

Возле ж-д вокзала
84

Ну и котиков вам напоследок!
85
Tags: жизнь церковная, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →