pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Кое-что о божественном смирении.

По мысли архимандрита Софрония Сахарова, Бог есть смирение. А именно:

""В молитвенном подвиге предшествующих нам поколений, да и в Писании Святом, Богу даются имена по характеру Его, по Его отношению к нам, по Его проявлениям: Бог есть Свет, Бог есть Истина, Любовь, Милосердие и множество других. Я дерзаю добавить: Бог есть СМИРЕНИЕ. Ничто нечистое, т. е. гордое, не прикасается к Нему. Гордость есть мерзкая тьма, антипод Божественного Блага; гордость есть принцип зла, корень всех трагедий, сеятель вражды, губитель мира, противник богоустановленного порядка; в ней – сущность ада.""
(из книги "Видеть Бога как Он есть").

Я дерзну еще немного дополнить отца Софрония. В чем, например, это смирение проявляется вокруг нас ежедневно и непрерывно?
Да хотя бы в том, что
1. Люди просят у Него далеко не всегда им нужное и полезное. Но Он долготерпит и не судит за это. Но кому-то иногда может просто попускать некоторые испытания, показывая: вы хотели, ну так вот вам...

2. Люди чаще всего представляют себе Бога совсем не такого, каков Он есть в реальности, и потому проецируют на Него свои собственные комплексы. И Он также не судит никого за это. Кто-то из христиан думает, что только они и их узкая группа единомышленников спасутся. Или из мусульман, или ортодоксов-иудеев... Тут много из области чистой психологии, воспитания, культурных кодов. Если человека с юности, а тем более с детства, направить определенным образом, задать ему установку, внушить, подкрепить набором выборочных доказательств, выглядящих вполне убедительными для своей меры развития и в меру своего ограниченного опыта, то как потом трудно будет перестраиваться, когда будут накапливаться другие факты из окружающей жизни, свидетельства, противоречащие уже сложившейся картине мира! Многие их предпочтут не замечать, поскольку так легче жить. Бог знает "человеческого естества немощь" и потому не судит никого за это. И потому не только попускает разницу вер и религий, но каждому человеку, богобоязненному и старающемуся соблюдать заповеди в любой вере, несомненно, благотворит. Впрочем, и не только богобоязненным! Иисус напоминал же, что солнце светит всем без различия, и дождь проливается как на праведных, так и на неправедных.

3. Люди, считающие себя православными, чаще всего обращаются вовсе не к самому Богу или Его единственному по существу Сыну-Христу, а к разным святым. Николе Чудотворцу, Ксении Петербургской, блаженной Матроне. Но кто были бы все эти святые вне помощи Божьей? И чьей силой они помогали людям при жизни?.. Так почему тогда, если ответ очевиден, на практике так или иначе у многих православных на первое место ставится все-таки не Бог в их многочисленных просьбах и нуждах, а эти святые? Из которых делается настоящий "пантеон" своего рода низших богов, а "верховный Бог", так сказать, оказывается где-то там, совсем далеко. И Богоматерь получается главной в этом "пантеоне". Даже в церковные песнопения проникла та двусмысленность в слова, которые можно понимать отнюдь не в поэтическом смысле, а в самом буквальном: "не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице...".

Но это в Ветхом Завете Бог назван "Богом-ревнителем". В действительности Он не ревнует, конечно. Он смиряется перед всем этим. Хотя, когда христиане в истории совсем уже "воязычествляются", тогда церковные сообщества сами себя подвергают многим скорбям и препятствиям, которые потом всё равно приходится долго преодолевать. Как это было с Израилем, в разные периоды на целые века уклонявшимся в многобожие, так происходит с земной церковью, с разными её сообществами в тот или иной период христианской истории.
Tags: высокое богословие, жизнь, разное
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments