pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Оптимизация духовного образования

Пишет жена священника Костромской епархии.
September 13th, 17:07
http://www.kostromaeparhia.ru/index.php/eparhia/news/9591-27-avgusta-sostoyalis-vstupitelnye-ekzameny-v-kostromskoj-dukhovnoj-seminarii
27 августа состоялись вступительные экзамены в Костромской духовной семинарии
27.08.2015 12:45

Абитуриенты прибыли не только из Костромской, но и из других епархий Русской Православной Церкви.

Традиционно абитуриенты проходят собеседование с преподавательской корпорацией семинарии во главе с ректором КоДС кандидатом богословия иереем Георгием Андриановым. В этом году будущим семинаристам также предстояло прослушивание по церковному пению и отдельное собеседование на знание основ церковного богослужения.

По итогам экзаменов на первый курс зачислено 9 человек.

Девять человек...Сколько из них очников, сколько заочников?..В принципе уже не столь важно.
В начале 90-х, когда я поступала в КДУ (семинарии тогда не было, было Костромское Духовное Училище), количество поступающих было свыше 30 человек. Принимали порядка 28 человек, т.к. не хватало парт и помещений. Ещё были вольные слушатели - как правило немолодые мужчины и женщины, желающие учиться и знать о Православии , быть полезными в храме, на клиросе.
На данный момент, РПЦ насчитывает порядка 50 семинарий. Посмотрев сайты некоторых провинциальных семинарий видно, что в них статистика тоже не ахти. Количество абитуриентов колеблется от 11 до 40 человек (из общего количества часть учащихся - заочники).
Пермская Духовная Семинария отличается - в ней 70 желающих учиться. Опять же сколько очников-заочников неизвестно.
Сайты соседних Ярославской и Ивановских митрополий не сообщают количество поступивших. У некоторых епархий сайты семинарий не работают (это может быть вызвано и причинами извне - интернет работает в провинции по-разному).

Как бы то ни было, налицо упадок количества учащихся, упадок духовного образования в региональных учебных заведениях.
Девять человек с огромной Костромской области - это ничто, мизер, ноль.
Чем же вызвана такая невостребованность образования, которое зачастую ведёт к принятию священства? На мой взгляд, в тот факт, что профессия священника не востребована (уточню - провинциального священника, а не столичного) вызван многими причинами. Часть причин непечатного формата, поэтому эти причины я опускаю. Тем более, что не считаю их главными. Главной причиной мне видится из ряда вон плохое материальное обеспечение кадров. Да-да, крайняя нищета одних священнических семей и богатая жизнь других семей. Семья одного священника может иметь доход в 10-15 тысяч, другая - бесконтрольный доход, позволяющий иметь коттедж, дачу, дорогущее авто. Настоятель может шиковать, подчинённый накопить долги, жить в нищете. И эта "норма" - реалии наших дней.

В любой системе начальник получает много-много, а подчинённый мало-мало. Это рождает чувство социальной несправедливости, накал которой в 17 -м году привёл к революции. Не стоит забывать, что учащиеся духовных школ тогда повсеместно поддержали революцию. Их тоже не устраивало положение дел прежде всего в социальной сфере.

Христос велел делиться. В Евангелии Он много раз призывает к любви к ближнему, призывает помогать другу другу.
Каким же гротеском выглядит церковная жизнь, в которой один шикует на Лексусе, а другой загибается в нищите. При этом, все друг друга называют братьями и являются сослужителями...Просто парадокс. Такая система обречена на погибель, ибо она не от Бога, а от лукавого.

Светские универститеты Костромы не испытывают нужды в учащихся. На отделения экономики, юриспруденции, IT и другие отделения одного только университета сотни-сотни заявлений. Родители настраивают своих детей: нужно получить хорошее, востребованное образование, чтобы хорошо устроиться на работу. Уже с 7-го, 8-го класса вся семья погружена в вопросы: по каким предметам писать ГИА в 9-м классе, по каким ЕГЭ в 11-м классе, чтобы потом, набрав баллы, попробовать поступить на бюджетное место в универстите.
Любой здравомыслящий родитель толкует с утра до вечера: нужно отучиться, устроиться на работу, а потом уж только жениться. Завести семью - значит, быть готовым её содержать. А у студентов такой возможности нет. Ответственность мужчины в этом вопросе-создание семьи- наиважнейшее условие.

В семинарии всё иначе. Студент порой не заканчивая учёбу женится, принимает сан, рождаются дети. Но проблемы молодой семьи никого не интересует. Выживай как хочешь! Пусть родители помогут (а как же сиротам быть?), иди подрабатывай (на какой работе можно совмещать служение+учёбу+семью не уточняется), в общем - выкручивайся. Ни о какой жилищной или материальной помощи лучше не заикайся - с потрохами слопают.
Вот и получается, что семья обречена практически с самого своего начала влачить странное существование.
Не стоит наивно думать, что прихожане и окружающее общество совсем уж идиоты. Кто как одет и на чём ездит, где живёт - в маленьком городе всё навиду. Некоторые из прихожан умнейшие люди, все эти житейские моменты видят, обсуждают, рассказывают. Они видят классовое отличие простого священника от настоятеля городского храма.
Много ли среди детей наших прихожан желающих стать священником? - Нет.
Много ли детей духовенства, наших детей, готово повторить путь отцов и стать священником? - Нет. Их единицы. Дети с пелёнок видят всю неприглядность жизни многодетной семьи. Не духовную, а именно житейскую, материальную, и не хотят вставать на те же грабли рельсы. Видят бедность, слышат взрослые разговоры...и сами так жить не хотят.

Что касается прихожан. Расскажу один случай, весьма показательный, ибо таких случаев в моей жизни было не мало.
Милейшая женщина-прихожанка всей семьей посещала наш собор. Дочки, внуки, зятья - все воцерковлённые люди. Очень хорошие люди. Внук женщины вырос, поэтому неудивительно, что однажды между мной и прихожанкой по дороге из храма домой состоялся такой разговор :
- Матушка, наш А. хочет поступить учиться в семинарию. Мечтает быть священником.
- Как здорово! Какой молодец!
- Матушка, а после семинарии как всех распределяют? По оценкам и успеваемости?
- Нет, распределения как такового нет.
-Ну, а если А. отучится с красным дипломом, то его назначат служить в собор?
- Не факт.
Спутница мрачнеет:
- Матушка, а сколько жалование в соборе, если не секрет?
- Для вас не секрет. В месяц - 15 тысяч.
Спутница снова темнеет, но тут же озаряется светом:
- Но ведь есть ещё требы!
(Ох, уж эти требы...Сколько разговоров - пыток было у меня со свекровью. Она всё хотела узнать от меня, непутёвой, каков средний доход с треб. А я в свою очередь не могу сказать, т.к. в мае-июне треб может не быть вообще, а Великим Постом наоборот. Кто-то ничего не даёт, кто-то тысячу. Вот и подсчитай, пожалуй.)
- Требы в храме таковы. С крещения священник получает 50 рублей. С отпевания - 0 рублей. С венчания - 150 рублей. С молебнов, записок и т.д. - 0 рублей.
Вижу моя попутчица аж головой потряхивает, а на лице появилось выражение полного недоверия. Впереди замаячила автобусная остановка и разговор наш завершился.
Прошло некоторое время. Иду после службы, а за мной бежит та же прихожанка.
- Добрый день, матушка! Я поговорила с отцом Петром (наш общий духовник). Он тоже получает 15 тысяч! (значит, мне совсем не поверила). Нет, ну это же кошмар! У меня пенсия такая же, так я еле концы с концами свожу! ( а нам, семейным каково...)
Наш А. встретил прекрасную девушку. Сейчас они приглядываются друг ко другу. Но ведь ежели со временем поженятся, то на такую зарплату не выжить семье. Да и дети, даст Бог, пойдут, а детское всё такое дорогое...(логично).
- Да, детям многое нужно...

Прошло время. Внук прихожанки "встал на ноги" - отучился в светском заведении, устроился на работу в другом городе, да и женился на той самой девушке. Все счастливы. Хэппи-энд.
Вы скажете: ну и ладно, призвания в нём не было. Духовник считал иначе. Считал, что пастырь он был бы хороший. Но благословлять или советовать ничего не стал, сказав только про церковную жизнь, что дальше будут времена ещё тяжелей. Напророчил.

Подытожу. По городу, как я поняла из разговоров со знакомыми священниками, у вторых-третьих -четвёртых священников жалование стабильное, установленное -- 15- 20 тысяч рублей.
В среднем расклад семейного бюджета в тысячах таков:
5 - отдаются семьёй за коммунальные услуги
2-3-4-5 -- в зависимости от количества детей отдаются за школьную столовую
1-2- 3 -- школьные поборы.
Остаётся от жалования мизер. На него нужно купить продукты, одежду, обувь, мыло-шампунь-стиральный порошок и т.п. не одному священнику, а всей семье!
Вчера у мужа была круглая дата - 20 лет служения. Все эти годы были омрачены хроническим безденежьем.

Сейчас прожиточный минимум по Костромской области установлен в 9.371 рубль. То есть, даже государство считает, что на меньшую сумму не прожить. Духовенство живёт.
Семья 5 человек, а доход - 20 тысяч. На одного члена семьи - 4 тысячи. Исходя из прожиточного минимума, должно быть около 50 тысяч.
Семья 7 человек, а доход - 15 тысяч. На одного - 2 тысячи. Исходя из прожиточного минимума, должно быть около 70 тысяч.
В последний раз, когда я подавала справки на субсидии меня утаскали по кабинетам. Заставили снова собирать справки, устроили проверку. Никто не верит, что могут быть такие доходы.
Не удивительно, что тех, кто желает получать такое жалование, а потом всей семьёй мучаться, всё меньше и меньше.
Да ещё под лозунги и проповеди о многочадии и смирении из уст монашествующего начальства на новенькой тойоте.

Такая же ситуация с пением. Девушки из музколледжа, из пединститута подходят на клирос. Просятся научиться петь, а также задают вопросы о жаловании. Ответы и цифры повергают в замешательство, больше вопросов нет. Как нет и новеньких певчих.

Раньше наше Духовное Училище обеспечивало область кадрами как священническими, так и певческими. Да, были непоющие студентки. Они спокойно могли вести и вели воскресные школы, помогали на клиросе с чтением, были уставщиками, некоторые становились матушками... Сейчас притока новых кадров нет. Все наши певчие - совместители, работают на основной мирской работе, а в хоре по возможности. График же служб не прост, т.к. много праздников на неделе. В соборах левый клирос отвечает за 62 службы в месяц. Утром Литургий - 31 и вечерних богослужений - 31. Нагрузка на голос жутчайшая (на ноги, кстати, тоже, т.к. дома ждёт ещё смена у плиты).

Добавлю, что количество хиротоний всегда больше количества учеников семинарии. Рукопологаются пожилые люди, военные на пенсии, реже - более молодые. Я ничего не имею против пенсионеров, но благодаря такой кадровой политике Православие обречено иметь старое, морщинистое лицо. Необразованное. Не поющее. Неперспективное. Но удобное - у них же пенсия (квартира, дача, машина, взрослые дети), им можно много не платить.

Недавно В.В.Путин, отвечая на вопросы о медицине сказал, что оптимизация среди медиков - это нормальное явление. Мол, сокращаются невысококвалифицированные кадры.
То есть, раз нет в регионе высококлассных нейрохирургов, так пусть не будет и педиатров, младшего персонала, да просто врачей. Такими темпами скоро клеща будет некому вытащить! Узких специалистов не хватает давно, с 90-х годов. Больные люди из Костромы едут в соседние Ярославль и Иваново, там ещё жизнь теплится.

В точности такая же "оптимизаиция" губит духовное образование в регионах. Аргументы, что в столицах образование лучше, поэтому надо учиться там - это ерунда. После столиц кто-то поедет в деревню под Пыщуг? Кто -то приедет регентовать в Кострому?
Понятно, что медуниверситет в Питере лучше, чем медучилище здесь. Понятно, что Ленинградская консерватоория круче провинциального музучилища. Но кто-то должен здесь, в провинции оставаться работать или нет? Неужели непонятно, что многие родители бояться отпускать ребёнка в столицу? Не имеют средств для содержания ребёнка в другом городе?
Сейчас регентские классы закрыты. Что в дальнейшем будет с церковным пением???
Что будет со священнослужителями в регионах???
Каково будет количество священнослужителей?
Каков будет уровень духовенства?
Много ли ещё осталось альтруистов -энтузиастов, готовых выживать несмотря ни на что в надежде на нормальную жизнь в Царствии Небесном?
Эти девять человек студентов - последние могикане или нет?
Эта "оптимизация" целенаправленно уничтожает духовное образование в провинции или нет?
http://deltaplann.livejournal.com/274855.html
Tags: свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments