pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

«Просуществует ли?...»

Был такой в советские годы диссидент-оппозиционер, Андрей Амальрик, в 1969 году написавший работу «Просуществует ли Советский союз до 1984 года?». В ней он анализировал некоторые тенденции развития тогдашнего советского общества, и к чему они могут привести. Не всё в его рассуждениях было безупречно, но в данном случае это не так важно, а интересно то, что его прогноз о дальнейшем существовании СССР сбылся с ошибкой всего лишь в семь лет, что для масштабов всей истории лишь статистическая погрешность. Амальрик предсказал, например, воссоединение Германии, правда, в связи с возможной войной СССР с Китаем, в результате которой страна будет значительно ослаблена (в конце 60-х как раз отношения между двумя странами были на грани если не классической войны, то близко к этому, учитывая события на п-ове Даманском), когда все силы будут брошены на восток и СССР не в состоянии будет поддерживать просоветские режимы стран Восточной Европы. «Если мы ранее правильно определили начало войны с Китаем, то это произойдет где-то между 1980 и 1985 годами». В сроках начавшейся перестройки, вне всякой связи с Китаем, историк ошибся опять всего лишь на полдесятилетия.

Где-то с 2007-08 годов у меня возникали подобные же мысли насчет РПЦ в её нынешнем виде; даже думалось, не написать ли размышления «Доживет ли РПЦ до 2017 года?» или что-нибудь в этом духе.
Православная Церковь в том или ином виде, безусловно, была и будет на территории России, пока будет существовать она сама, да и если даже вдруг, предположим, прекратит существование РФ, православие как особый культурно-исторический или культурно-психологический тип христианства останется. Вопрос только, в каком виде и к каким срокам может произойти либо распад РПЦ, либо её преобразование на каких-то новых принципах. К 2017 году? К 2020-му? Чуть позднее?

Предпосылки для церковной смуты, мне кажется, уже давно сформировались. Они следующие.
1. Наличие совершенно разных субкультур внутри РПЦ, между собой никак не сообщающихся. Что общего сейчас между Преображенским содружеством братств или «меневскими» общинами, с одной стороны, и православными фундаменталистами вокруг «Благогона.ру» или «Антимодернизма.ру», с другой? Что общего между и теми, и другими с официальным центром? Кроме того, что все называются православными и по факту принадлежат одной и той же организации, внутри одной и той же структуры мы видим группировки людей с совершенно разными верами и ценностями. Что прочности и стабильности этой структуры никак не служит.
2. Рост недовольства разных людей внутри РПЦ, с определенными мировоззренческими группами себя не отождествляющих. То есть, вполне рядовых прихожан, или же тех, кого смущает поведение или высказывания разных публичных фигур РПЦ.
3. Усиление общей властной «вертикали» наряду с разукрупнением епархий. Бесконтрольная архиерейская власть на местах породила множество разных проблем. С одной стороны, реформа по разукрупнению закономерна и неизбежна, с другой, она породила разные непредсказуемые и нежелательные результаты. Архиерей приблизился к священству и народу, но не факт, что это благотворно сказалось на общей обстановке в епархии и не обернулось новыми притеснениями и поборами в отношении приходских священников (зависит от самого архиерея, конечно, но много ли среди них не чиновников, а пастырей по существу?). Центр пытается привести в порядок ситуацию в местных епархиях, стимулирует повышенную отчетность, давая понять, что власть епископа не будет отныне столь неограниченной, как она была прежде. Поэтому власть архиереев по местам неизбежно потеряла вес и значение перед центральной патриаршей властью и его аппаратом. Но централизация власти в столице может привести к нарастанию оппозиции среди рядового епископата. Среди которого подавляющее большинство сейчас молчит и ничем себя не выдает, но как знать, не изменится ли в скором будущем эта ситуация и не появятся ли новые фигуры по типу Диомида, низверженного в 2008. Если таких епископов наберется не один, а с десяток или больше, то вот уже и почва для раскола.
4. Этот раскол может быть спровоцирован как намеренным вбросом разной компрометирующей информации насчет видных и известных иерархов, так и спонтанными возмущениями или стихийными выступлениями каких-то групп прихожан или рядового духовенства, что может быть использовано кем-то из тех же иерархов, недовольных сложившейся ситуацией. Разные разоблачительные материалы, касающиеся «нетрадиционного» поведения или «нетрадиционной» ориентации кого-то из епископов или священников, будут только увеличиваться. Не всё в них наверняка может быть достоверно, но так или иначе на них уже есть устойчивый спрос вследствие полной бесконтрольности епископской власти. Не было бы такой бесконтрольности без всяких ограничений — не было бы и спроса на компроматы. Разумеется, куда лучше была бы обратная связь между верхами и низами, куда лучше было бы, если при существовании братств и сильных приходских общин имелась бы возможность выбирать епископов снизу. Но пока этой активности снизу нет, получается уж так, как получается... С перекосом либо в сторону полной покорности и тупого послушания, либо в сторону агрессии и категорического неприятия всего, что связано с управлением в РПЦ.
5. Украина фактически уже становится автокефальной церковью, отделившейся от РПЦ. При самом оптимистичном варианте, без всяких смут и потрясений, в скором времени РПЦ без Украины в любом случае не будет прежней.
6. Финансовый и экономический кризис в России , неизвестно, на который срок установившийся, скорее склонен обострить накопившиеся противоречия внутри РПЦ, учитывая то, что власти рано или поздно могут надоесть все подобные скандалы внутри неё.

Что-нибудь еще упустил? Добавляйте, если есть какие соображения.
Tags: жизнь церковная, история, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →