pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О любви к врагам (прот. А. Геронимус)

Если воспринять христианство огрубленно и плоско, рассматривать его как нравственную систему, как это делал, например, Лев Толстой, то может показаться, что большая часть заповедей имеет свои аналоги и в других духовных традициях. Например, многие заповеди являются усилением заповедей Ветхого Завета. А вот заповедь о любви к врагам не имеет аналогов в других духовных традициях. Хотя в восточных традициях, например, в буддизме, можно даже усмотреть заповедь о невражде к врагам, но там под этим подразумевается совершенно иное. Это не любовь, а некий призыв отрешиться от суеты, при которой тебе небезразлично то, что в идеале не должно тебя трогать. А в христианском понимании эту заповедь, кроме Евангелия, мы нигде не встретим...

Мы должны помнить об этой заповеди в своих бытовых личных отношениях, мы должны помнить об этой заповеди в наших политических установках. Если вникнуть в речи, с которыми иногда выступают православные, то часто желание защитить Православие, которое у них выступает именно как своё, переходит в неисполнение заповеди о любви к врагам. То есть нет такого места, такого уровня в нашей жизни, где эта заповедь не была бы актуальной. И эта заповедь требует от нас того, что не требуется ни в каких других религиях.

Все заповеди связаны между собой. И эту заповедь тоже невозможно выполнить без другой заповеди отвержения себя: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой (Мк. 8, 34). Если не взойти на крест, если не отвергнуться себя, то эта заповедь невыполнима. Пока ты держишься за своё, мир у тебя делится на своё и чужое. Только когда своё распято, ты входишь в состояние, при котором эту заповедь исполнить возможно.
(из книги "Рождение от Духа").

Отзыв Андрея Десницкого:

Очень светлое и доброе «Введение в православие» — книга о. Александра Геронимуса «Рождение от духа. Что значит жить в православном Предании«. Это образ церкви, в которую я приходил в восьмидесятых, которая остается и сегодня, хотя мы порой не видим ее за барабанным боем активистов и политиканов. Церкви, которая живет главным и не закрывается от окружающего мира, а берет из него лучшее себе на потребу, от Платона до Тютчева.

Можно назвать эту книгу «опытом катехизиса», но она лучше катехизиса, это именно что опыт жизни внутри Предания.

Есть и недочеты. Греческий и еврейский (их немного, но они есть) не всегда набраны корректно, и повторяется старая сказка про то, что еврейский глагол «бара» означает «творить из ничего» (сколько раз за последние двадцать лет приходилось приводить контрпример насчет «творения зла»!). Он не означает «из ничего», но субъектом при нем всегда выступает Бог.

И я подумал… не то чтобы это был недочет, всего одному человеку не охватить… вот тот же спокойный, радостный, разумный тон надо нам найти в разговоре об окружающем мире, о социальной сфере, даже о политике. Нас сейчас клонит в какую-то воинственность и истеричность, причем во всех лагерях.

Поздравляю издательство «Никея» с прекрасной публикацией!

публицист, библеист, переводчик
Андрей Десницкий
http://blog.nikeabooks.ru/%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE/
Tags: высокое богословие, книжная полка
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments