pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Десятина на приходе или церковный налог: за и против.

Многолетние наблюдения за нашей приходской жизнью лично меня склоняют к тому, что десятина, конечно же, была бы достойной альтернативой тому, когда большинство храмов реально превращаются в торговые точки гигантского "комбината религиозно-бытового обслуживания" или "комбината религиозно-потребительских услуг". Не говоря уже о том, что вообще это библейский обычай, подкрепленный практикой в разные эпохи. Но, к сожалению, этот институт был в православии утрачен, а в российской истории вряд ли когда вообще существовал, исключая протестантов, а также отдельные общины уже в новейшую историю (как Преображенское содружество братств). Совершенно очевидно, что десятина может работать тогда, когда есть постоянная сложившаяся община и где люди реально чувствуют ответственность за свой приход. В подавляющем большинстве случаев реальной приходской жизни этого нет даже и близко. Что же тогда можно было бы сделать в этом направлении? Предлагаю подискутировать. Мнения священнослужителей-настоятелей были бы особенно интересны.

Нынешние торгово-коммерческие отношения в приходской среде РПЦ могу существовать сколь угодно долго, пока сама жизнь и её течение, включая какие-то встряски в масштабе всей страны, не заставят, наконец, по-неволе изменить эту порочную практику. У нас многие жалуются, и зачастую вполне справедливо, на коммерциализацию приходской атмосферы. Но, с другой стороны, большинство тех, кто легко себя называет православными, но в храм заходит два-три или чуть больше раз в жизни (на крестины кого-то из своих детей или родственников, на отпевания своих родителей, бабушек, или ближайших родственников аналогично, плюс разве что еще посвятить куличи на Пасху или взять святой воды на Крещение), как раз такой порядок вещей вполне себе устраивает! И других отношений такие "условно-православные" либо себе представить не могут, либо им это совсем и не нужно. Но тогда есть риск того, что раз они подходят с таким поверхностным отношением к таинствам и священнодействиям, воспринимая их как церковные услуги, то в ответ могут получить поверхностное же обслуживание в аналогичном эквиваленте! И потом, конечно, возмущаются... Но что остаётся, если нет приходских общин и десятину никто не платит? Так просто эту ситуацию не переломишь, нужно регулярное просвещение плюс нарождение нового поколения. Да еще и многим священнослужителям совсем не надо никаких ни общин, ни братств: пусть себе идут дела, люди покупают свечи, заказывают молебны-панихиды, деньги идут, жить можно и, в общем, так проще, ни о чем не надо думать. Тем более, просвещать людей, говорить о главном. Ведь если люди поймут, что свечи-молебны совсем не главное на приходе, что ж останется от приходских доходов, притом, что сильная и дружная община может и противостать в чем-то настоятелю или архиерею... Может быть, наступивший кризис заставит, однако, призадуматься многих?

Интересен был бы следующий эксперимент, пусть воображаемый. Пусть до десятин сейчас реально далеко, но... Ввести церковный налог, по типу Германии, где это практикуется. Сколько тех, кто сейчас называет себя православными, перестанут себя называть таковыми после гипотетического введения этого налога? Властям РФ стоило бы всерьез подумать об этом.

P.S.: вскоре после публикации этого текста обнаружил пространный материал на сходную тему, а именно: «Кто в рясе, тот и поп». Почему священники считают РПЦ франшизой
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments