pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О тайне Креста и искупления. (Прот. Александр Геронимус)

Давно уже не читал таких проникновенных рассуждений, как у о. Александра в недавно изданной в "Никее" книге «Рождение от Духа». Я не знал лично о. Александра, скончавшегося в 2007 г., при его жизни, только раз или два видел со стороны. Зато знаю неплохо одного из его сыновей, свящ. Григория, настоятеля храма в Митино, с которым, правда, мы уже очень давно не виделись

Из глав 11-12 (Эсхатологическое единство Воплощения и Искупления)

…Почему в евангельское повествование об избиении вифлеемских младенцев вставлено слово о Рахили, которое по своему содержанию на первый взгляд сюда никак не относится? Отождествление смерти ребенка и скорби матери выражает то, что и дети, и мать, потерявшая детей, являются участниками тайны Искупления. Конечно, вершиной этой темы материнства является божия Матерь, которая Своим свободным согласием послужила не только тайне воплощения, но и тайне Искупления, потому что Она родила Сына не на жизнь на земле, а на смерть.

...По традиционному церковному толкованию вифлеемские младенцы в специфическом смысле являются мучениками Христовыми. Будучи младенцами, они ничего не осознавали, они не знали Христа, но и они являются участниками тайны Искупления, потому что их жертва включена в то жертвоприношение, которое во Христе искупляет и спасает мир… Все невинно убиенные дети в церковном сознании соотносятся с вифлеемскими младенцами. И через их кончину, через скорбь и рыдание их матерей тоже является тайна Искупления. При взгляде с земли мы усмотрим в этом страшную, бессмысленную катастрофу, но одновременно так совершается и тайна Искупления.
И с этим связан ответ на вопрос, который приходит в сердца маловерующих и скептически настроенных людей. Укоризненный вопрос, обращенный ко Господу: как же так получается, что Сам Богомладенец ушел от этого жребия, остался жив, а дети, которые не имели того, что имел Богочеловек, а именно Его Божественной природы, беззащитные, невинные, беспомощные, непонимающие, стали участниками безумной, бессмысленной, страшной жертвы?...

…И часто это комментируется так: Потому что еще не пришел час Его (Ин. 7: 30). Господь, вобравший в Себя всю полноту, принес Свою искупительную жертву на Кресте. Но все связанные со Христом (а всё трагическое – не вне Христа, ибо Он всё на Себя принимает) тоже являются причастниками тайны Искупления и тайны Воскресения.
И конечно, то, что относится к вифлеемским детям, относится и к катастрофам, имевшим место в страшный прошлый век: ГУЛАГ, Освенцим или – режим Пол Пота и китайская культурная революция. Когда же спрашивают, как правило, не со стороны веры, а со стороны сомнения: «Где же Ты был? Почему не избавил?», то ответ на этот вопрос, при всей абсолютной разнице в масштабах, будет точно таким же.

* * *

…Когда мы исповедуем единосущность трех Лиц Святой Троицы, то она не является статическим образом, это постоянная полнота отдавания, которая есть любовь. Проявлениями этой любви и полноты отдавания в Божественном действии на земле является всё, что мы связываем с тайной Искупления: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»…

… Мы слышим проповедь апостола Павла, что во Христе нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3: 28), потому что Христос, говорит апостол Павел, на Кресте разрушил вражду. Эти оппозиции: эллин и иудей, раб и свободный, мужчина и женщина – являются базисом всех существующих в человеческом обществе антиномий: национально-религиозной, социально-экономической, половой. И не существует никаких иных способов преодолеть вражду или, как выражается апостол Павел, говоря об эллинах и иудеях, из двух создать одного нового человека, кроме Креста, кроме Искупления. Только на Кресте эта вражда уничтожается.

…И когда мы пытаемся быть миротворцами – примирить ссорящихся соседей, умиротворить и соединить какие-то группы людей, несоединимых между собой и взаимно уничтожающих друг друга словесно, у нас либо ничего из этого не получается, либо мы обнаруживаем, что это невозможно сделать, если мы сами не примем таких страданий, которые хоть в какой-то степени уподобились бы кресту. Эти страдания состоят в том, что мы принимаем стрелы, которые те, кого мы хотим помирить, выпускают уже не друг в друга, а в нас. Поэтому заповедь быть миротворцем – заповедь мученическая, она нераздельна с тайной Искупления.
Tags: богослужение, высокое богословие, книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments