pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О тайне Креста и искупления. (Прот. Александр Геронимус)

Давно уже не читал таких проникновенных рассуждений, как у о. Александра в недавно изданной в "Никее" книге «Рождение от Духа». Я не знал лично о. Александра, скончавшегося в 2007 г., при его жизни, только раз или два видел со стороны. Зато знаю неплохо одного из его сыновей, свящ. Григория, настоятеля храма в Митино, с которым, правда, мы уже очень давно не виделись

Из глав 11-12 (Эсхатологическое единство Воплощения и Искупления)

…Почему в евангельское повествование об избиении вифлеемских младенцев вставлено слово о Рахили, которое по своему содержанию на первый взгляд сюда никак не относится? Отождествление смерти ребенка и скорби матери выражает то, что и дети, и мать, потерявшая детей, являются участниками тайны Искупления. Конечно, вершиной этой темы материнства является божия Матерь, которая Своим свободным согласием послужила не только тайне воплощения, но и тайне Искупления, потому что Она родила Сына не на жизнь на земле, а на смерть.

...По традиционному церковному толкованию вифлеемские младенцы в специфическом смысле являются мучениками Христовыми. Будучи младенцами, они ничего не осознавали, они не знали Христа, но и они являются участниками тайны Искупления, потому что их жертва включена в то жертвоприношение, которое во Христе искупляет и спасает мир… Все невинно убиенные дети в церковном сознании соотносятся с вифлеемскими младенцами. И через их кончину, через скорбь и рыдание их матерей тоже является тайна Искупления. При взгляде с земли мы усмотрим в этом страшную, бессмысленную катастрофу, но одновременно так совершается и тайна Искупления.
И с этим связан ответ на вопрос, который приходит в сердца маловерующих и скептически настроенных людей. Укоризненный вопрос, обращенный ко Господу: как же так получается, что Сам Богомладенец ушел от этого жребия, остался жив, а дети, которые не имели того, что имел Богочеловек, а именно Его Божественной природы, беззащитные, невинные, беспомощные, непонимающие, стали участниками безумной, бессмысленной, страшной жертвы?...

…И часто это комментируется так: Потому что еще не пришел час Его (Ин. 7: 30). Господь, вобравший в Себя всю полноту, принес Свою искупительную жертву на Кресте. Но все связанные со Христом (а всё трагическое – не вне Христа, ибо Он всё на Себя принимает) тоже являются причастниками тайны Искупления и тайны Воскресения.
И конечно, то, что относится к вифлеемским детям, относится и к катастрофам, имевшим место в страшный прошлый век: ГУЛАГ, Освенцим или – режим Пол Пота и китайская культурная революция. Когда же спрашивают, как правило, не со стороны веры, а со стороны сомнения: «Где же Ты был? Почему не избавил?», то ответ на этот вопрос, при всей абсолютной разнице в масштабах, будет точно таким же.

* * *

…Когда мы исповедуем единосущность трех Лиц Святой Троицы, то она не является статическим образом, это постоянная полнота отдавания, которая есть любовь. Проявлениями этой любви и полноты отдавания в Божественном действии на земле является всё, что мы связываем с тайной Искупления: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»…

… Мы слышим проповедь апостола Павла, что во Христе нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3: 28), потому что Христос, говорит апостол Павел, на Кресте разрушил вражду. Эти оппозиции: эллин и иудей, раб и свободный, мужчина и женщина – являются базисом всех существующих в человеческом обществе антиномий: национально-религиозной, социально-экономической, половой. И не существует никаких иных способов преодолеть вражду или, как выражается апостол Павел, говоря об эллинах и иудеях, из двух создать одного нового человека, кроме Креста, кроме Искупления. Только на Кресте эта вражда уничтожается.

…И когда мы пытаемся быть миротворцами – примирить ссорящихся соседей, умиротворить и соединить какие-то группы людей, несоединимых между собой и взаимно уничтожающих друг друга словесно, у нас либо ничего из этого не получается, либо мы обнаруживаем, что это невозможно сделать, если мы сами не примем таких страданий, которые хоть в какой-то степени уподобились бы кресту. Эти страдания состоят в том, что мы принимаем стрелы, которые те, кого мы хотим помирить, выпускают уже не друг в друга, а в нас. Поэтому заповедь быть миротворцем – заповедь мученическая, она нераздельна с тайной Искупления.
Tags: богослужение, высокое богословие, книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments