pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Экклезиологическое. О погрешимости или непогрешимости Церкви.

Cегодняшнее календарное чтение из ап. Павла.
Чуть расширяю его за обозначенные начало и конец. Кстати, иногда просто напрашивается прочесть что-нибудь не от и до в указанном чтении, а чуть-чуть больше!

11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

А теперь вдумаемся, что из этого текста следует.
Церковь есть Тело Христово, по определению того же апостола, где каждый из входящих в общину, его член. Каждый член действует в Теле в свою меру. Каждый может ошибаться и погрешать, иначе апостолу не приходилось бы здесь же предостерегать и напоминать: чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего
Однако, с завидной регулярностью это с кем-то происходит, включая иерархов.
И тут возникает следующая проблема: выдвигается утверждение, что Тело Христа непорочно, а значит, непогрешимо. Церковь сама по себя свята и чиста, грешны только отдельные её члены. Но тогда остается непонятным, как совокупность грешников может дать что-то качественно отличное и новое!
И тут надо признать, что Церковь, называемая Телом Христа, это всё-таки не Христос. Христос в ней пребывает, но он от неё отличен. Когда каждый член какой-то общины собирается с другими членами для Евхаристии, вот тут и есть полнота святости и истины, поскольку тут присутствует Христос! И понятие Тела, употребляемое здесь апостолом, никак не может быть перенесено на физическое тело Христа, которое было, допустим, между воплощением и Воскресением. Это метафора, указывающая на то, что каждый христианин призван быть в сообществе, в общении с другими христианами, но не изолированно от них. Что должно проявляться и в молитве друг за друга, и в разных видах взаимопомощи. И прежде всего в богослужебных евхаристических собраниях, где, по слову Иисуса, "двое или трое собраны" ради Него (Мф. 18, 20). И тогда каждый из нас действительно становится "во Христе", и все вместе мы образуем "Церковь Божию во Христе", но одновременно мы все-таки остаемся отличными от Него.
Tags: высокое богословие, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments