pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Экклезиологическое. О погрешимости или непогрешимости Церкви.

Cегодняшнее календарное чтение из ап. Павла.
Чуть расширяю его за обозначенные начало и конец. Кстати, иногда просто напрашивается прочесть что-нибудь не от и до в указанном чтении, а чуть-чуть больше!

11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

А теперь вдумаемся, что из этого текста следует.
Церковь есть Тело Христово, по определению того же апостола, где каждый из входящих в общину, его член. Каждый член действует в Теле в свою меру. Каждый может ошибаться и погрешать, иначе апостолу не приходилось бы здесь же предостерегать и напоминать: чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего
Однако, с завидной регулярностью это с кем-то происходит, включая иерархов.
И тут возникает следующая проблема: выдвигается утверждение, что Тело Христа непорочно, а значит, непогрешимо. Церковь сама по себя свята и чиста, грешны только отдельные её члены. Но тогда остается непонятным, как совокупность грешников может дать что-то качественно отличное и новое!
И тут надо признать, что Церковь, называемая Телом Христа, это всё-таки не Христос. Христос в ней пребывает, но он от неё отличен. Когда каждый член какой-то общины собирается с другими членами для Евхаристии, вот тут и есть полнота святости и истины, поскольку тут присутствует Христос! И понятие Тела, употребляемое здесь апостолом, никак не может быть перенесено на физическое тело Христа, которое было, допустим, между воплощением и Воскресением. Это метафора, указывающая на то, что каждый христианин призван быть в сообществе, в общении с другими христианами, но не изолированно от них. Что должно проявляться и в молитве друг за друга, и в разных видах взаимопомощи. И прежде всего в богослужебных евхаристических собраниях, где, по слову Иисуса, "двое или трое собраны" ради Него (Мф. 18, 20). И тогда каждый из нас действительно становится "во Христе", и все вместе мы образуем "Церковь Божию во Христе", но одновременно мы все-таки остаемся отличными от Него.
Tags: высокое богословие, писание
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments