pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Наука и вера. Очередное противостояние?

Хороший текст моего хорошего знакомого, психотерапевта.

В последнее время мы становимся свидетелями того, как с новой силой разгорается волна противостояния между людьми, отстаивающими научный подход при объяснении реальности и теми, кто придерживается тех или иных религиозных взглядов. Само это противостояние выражается не только единичными публичными конфликтами на страницах изданий, потасовками в учреждениях культуры, митингами в парках, но и тем внутренним взаимным ожесточением и неприязнью, которое появляется у сторонников того или иного подхода. Это неизбежно, потому что любая мировоззренческая позиция предполагает не только свое собственное видение реальности, но и образ жизни. Таким образом, конфликт переходит из области представлений в социальную плоскость.

В чем выражается позиция «научного» подхода? Единственным способом познания реальности является путь научного исследования, эксперимента и, вытекающих из них, логических доказательств. Как правило, утверждается неограниченная познаваемость мира с течением времени. «Религиозное» мировоззрение, в свою очередь, исходит из того, что не все можно исследовать, измерить и то, что научный метод не может претендовать на полноту понимания реальности. При этом, говорится о том, что помимо науки есть еще другой путь познания – вера. Нужно просто верить в те «знания», которые были получены в результате сверхъестественного откровения.

Конечно, такая постановка вопроса не может устроить думающего и сомневающегося человека. И понятно почему. С какой стати мне верить в то, что имеет непонятное происхождение, при этом не поддающееся никакому логическому объяснению? Не со всеми срабатывает эффект древности и толпы. Исторические свидетельства и логические доводы в этих вопросах всегда имеют под собой шаткую основу в виде аксиоматичных предпосылок, которые, в свою очередь, требуют очередную порцию веры. Дополнительным препятствием на пути к «религиозной» позиции становится опасность, которую несут в себе эти новые «знания». Очень часто, они входят в конфликт с уже имеющимися личными знаниями, которые являются для нас залогом безопасной и комфортной жизни. Именно этот факт становится для нас символом угрозы «религиозного» мировоззрения.

В тоже время, ограниченность и ошибочность научного «знания» является очевидным фактом. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно поверхностно знать историю развития науки. Она представляет собой бесконечное редактирование научной картины мира. Устаревание знаний, смена научной парадигмы, явные и скрытые заблуждения составляют неотъемлемую часть научного подхода. Минувший век произвел радикальную революцию в наших представлениях о том, как устроен наш мир. Вполне логично предположить, что впереди нас ждет еще множество открытий, которые внесут свою лепту в общую копилку человеческих знаний.

Подобное положение вещей, в виде неопределенности знаний, является достаточно очевидным фактом нашего человеческого существования. И, по идее, просто отражает тот реальный контекст, в котором нам приходится жить. Однако, возникает вопрос, почему мы так отчаянно защищаем наши представления о мире, вступая в виртуальную или реальную схватку с людьми, имеющими другое мировоззрение. Причем, это противостояние возникает не только тогда, когда нам пытаются что-либо навязать. Даже просто наличие иного мнения вызывает у нас порой чувство тревоги и неприязни. Ответ лежит в понимании того, какую роль играют знания в нашей жизни.

Для того, чтобы немного разобраться в этом вопросе, мы должны исследовать природу личного знания. Как мы познаем реальность? Известно, что человек обладает возможностью воспринимать мир с помощью пяти органов чувств. Информация, полученная с их помощью, составляет основу нашего чувственного опыта. Помимо сенсорного опыта, мы приобретаем сведения о мире посредством слова. Слова, облеченные в мысли, идеи формируют нашу картину мира. В практической психологии существует понятие - Карта реальности. Оно представляет собой личное совокупное знание об объектах мира и процессах, отражающих их взаимодействие. При этом, стоит отметить тот факт, что не вся информация, полученная нами, становится картой реальности. В ее состав включается только то, что имеет для нас, как индивидуумов, определенное значение.

Формирование карты реальности происходит за счет двух основных механизмов. Первый представляет собой усвоение существующих знаний. Его источником можно считать весь социо-культурный контекст, в котором происходит наше развитие: воспитание, образование, традиция, совместная деятельность и неструктурированная коммуникация с другими. Второй механизм реализуется за счет порождения знания в процессе самостоятельного мышления. Все наше развитие, как личностей, происходит за счет этих двух механизмов.

Карта реальности начинает выполнять в нашей жизни функцию, значение которой невозможно переоценить. Она становится своеобразным фундаментом, опираясь на который мы, в процессе мышления, определяем стратегию и тактику нашего выживания и достижения благополучия. Ее можно рассматривать как систему личной безопасности, отвечающую за постоянный мониторинг возможной выгоды и потенциальной угрозы. Естественным следствием этого становится то, что мы начинаем смотреть на мир через эти фильтры. Незаметно для себя, мы теряем возможность различать карту реальности и подлинную реальность. Процесс заканчивается нашим тотальным отождествлением с картой и ее превращением в наше «Я». Другими словами, мы становимся своими знаниями, со всеми вытекающими из них последствиями: мыслями, чувствами, желаниями.

Становится понятным, что процесс дальнейшего познания приобретает довольно жесткую избирательность. Знания, которые не входят в противоречие с картой имеют право на существование, другие же подвергаются жесткой цензуре с ее стороны. Конечно, это не означает невозможности редактирования наличествующего знания, но определяет сложность этого процесса. В каком-то смысле, признание ошибочности своего знания становится "ударом под дых" собственному «Я» и вызывает сотрясение всей системы безопасности. Согласитесь, не самое приятное состояние. Очевидно, должны быть веские основания, чтобы это произошло.

Естественным инструментом корректировки карты становятся жизненные трудности, приводящие нас, с нашей системой безопасности, в состояние дисбаланса. В просторечии можно назвать это состояние страданием. Именно тогда мы начинаем искать ответы на многочисленные вопросы, возникающие у нас, в связи со сложившимся положением. Правда, этому предшествует длительный период усердных попыток изменения жизненных обстоятельств. К вопросам мы переходим при явных и лишающих веры неудачах в этом деле. И здесь мы бываем вынуждены обратить внимание на саму систему безопасности, которая дала сбои в своей работе и, может быть, даже усомниться в ее надежности.

Именно в этот период, начинается активный поиск знаний, которые могли бы сделать необходимый апгрейд наших представлений о мире. Я уже говорил о том, что это довольно продвинутый уровень смотреть на вещи. Изначально мы ищем изъяны только в окружающем мире. Этот этап поиска развивается, чаще всего, в двух направлениях. Одни обращают свои взоры к науке, которая, в данном контексте, представлена психологическими знаниями, другие ищут ответы в религии, философии, эзотерике. Какой бы дорогой мы не шли, цель остается одинаковой - получить знания, которые могли бы объяснить причину жизненного кризиса и стать основой для осуществления желаемых преобразований.

Как бы странно это не звучало, но и тот, и другой путь требует от человека веры. Психологическая теория и мистическое откровение в равной степени предполагают акт веры со стороны человека. Любые психологически методы и религиозные практики всегда исходят из каких-то знаний, о которых, как правило, человек не имеет представления или принимает на веру их истинность. Заявление о том, что психологические знания, используемые в качестве основания для психотерапевтической практики, являются научными, звучит убедительно, но не основательно. Любой специалист знает о том, что они представляют собой всего лишь теоретические построения, основанные на отдельных научных фактах. Очень часто факты найти в этих теориях достаточно сложно. Не случайно, психоанализ Фрейда иногда уподобляли новой религии. Другие подходы весьма незначительно отличаются своей "научностью".

Знаменитый девиз Маркса: "Практика - критерий истины", является одним из основных факторов позволяющих определить эффективность психотерапевтической работы. Но разве в религиозной практике не работает тот же самый критерий? Спросите любого практикующего верующего, как повлияла вера на его жизнь, и вы услышите огромное количество убедительных рассказов о чудесных изменениях. Если вы думаете о том, что эти изменения нельзя подтвердить научными методами, то вы просто никогда не изучали этот вопрос. Многочисленные исследования феноменов молитвы, медитации и других религиозных практик подтверждают их влияние на, как минимум, функциональное состояние мозга, зафиксированное документально. Таков феномен веры. И в этом нет никакой мистики. Сегодняшние представления квантовой физики, пусть и не в полной мере, но дают нам некоторое понимание возможных механизмов этого явления.

К чему же мы пришли? И путь науки, и путь веры опираются на знания, достоверность которых остается открытым вопросом. Лично мне это представляется абсолютно очевидным. Так было, есть и, скорее всего, будет всегда. При этом, ум отчаянно сопротивляется этой мысли, но так и не находит выхода из тупика. К сожалению для нашего ума и к радости для нас, процесс познания не ограничен рамками ума.

Что представляет собой наш привычный ум? Это совокупность знаний, приобретенных в процессе жизни. При этом, они становятся основным препятствием для познания реальности. Мы смотрим на мир всегда из ограниченных, фрагментарных знаний, набора представлений и убеждений. Их значение мы рассмотрели выше. А что, если выйти за пределы этих знаний и посмотреть на мир глазами незнающего ума? Это кажется невероятным, на первый взгляд, но не спешите делать выводы. Ведь и делать вы их будете исходя из ваших знаний:) Нет, никто не призывает нас отказаться от всех знаний. Речь совсем о другом. Что, если мы будем смотреть на мир, но при этом, видеть и те знания через которые мы смотрим на него? Что изменится в нашем восприятии мира? Мы будем смотреть на него без суждений и оценок. Ведь, для того чтобы оценивать и судить необходимы знания, а мы смотрим из другого измерения, в котором они отсутствуют.

Такое состояние нашего сознания называется Осознанностью. Оно представляет собой целостное восприятие мира, лишенное какого-либо искажения, обусловленного фрагментарным знанием. В этом способе смотреть на мир исчезают противоречия и мы начинаем видеть то, что есть, а не то, что мы обычно видим, смотря на него через фильтр нашей обусловленности. Можно представить себе наш ум, наполненный знаниями, в качестве потрескавшихся очков, через которые мы смотрим на реальность. К сожалению, такие очки не помогают нам лучше видеть, а искажают реальное восприятие мира.

Осознанность дает нам возможность непредвзято подходить к исследованию мира. В этом исследовании мы всегда можем обращаться к знаниям, но не как к непреложным истинам, а как к указателям. Мы можем принимать их во внимание и исследовать ту реальность, на которую они указывают. При этом, мы всегда должны иметь в виду, что знания, в силу своей природы, отражают ее только частично. Такой подход, в равной степени, актуален как для исследования мира, так и собственного сознания, природы человеческого "Я".

Психотерапевтическая практика, основанная на Осознанности, представляет собой процесс осознанного самоисследования. Главной заповедью этого процесса является отсутствие опоры на любые знания. Как раз, их то мы и исследуем в этом процессе. В начале работы я всегда призываю людей не верить тому, что я говорю, потому что мне это не нужно, а им это бесполезно. Наша работа заключается в поиске тех знаний, которые лежат в основе работы ума. Это, в какой-то степени похоже на поиск зараженных вирусом файлов, который искажают работу компьютера. Конечно, эта работа требует определенной практики осознанности, которую мы осваиваем в процессе.

Самый больной вопрос остался на последок. А что же делать с религией? Ведь она предполагает безоценочное восприятие определенных знаний и установок. В сознании многих людей именно таким образом сформировано представление о религиозном пути. Религиозные учения являются возможными вариантами объяснения мира, в котором мы живем. Но ограничивается ли религия только учением или она указывает на какую-то реальность, пытаясь описать ее, каждая своим способом? Это вопрос. Вы хотите получить на него ответ? Ну, так исследуйте. Иначе вы опять получите определенную порцию знаний:)

Христианство предлагает нам такой путь в самом евангельском повествовании. Речь идет об апостоле Фоме, одном из двенадцати учеников Христа. Евангельская история рассказывает нам о том, что Фомы не было среди учеников в тот момент, когда им явился воскресший Христос. Когда они рассказали Фоме о случившемся, то он отказался верить до тех пор, пока сам не увидит и не прикоснется к Учителю. Христос явился Фоме и призвал его лично удостовериться в реальности своего воскресения. Часто, в обыденном сознании эта история воспринимается как свидетельство несовершенства Фомы, но мы можем посмотреть на нее из другой перспективы. Это не было его слабостью. Наоборот, это было искренним желанием встречи с предельной Истиной, открывающейся не через веру в "знания", а через живой опыт прикосновения. И Истина явила себя. Для меня, это несомненный символ пути искреннего, необусловленного познания.

Как мне представляется, опыт осознанного познания примиряет в себе и научный, и религиозный путь. Тем более, что для нас это не является чем-то новым. Мы вдыхаем аромат луговых цветов, любуемся красивым закатом, любим и грустим. Все это происходит не благодаря знаниям, а благодаря реальному соприкосновению с жизнью. Именно в этом осознанном восприятии и исследовании жизни мы открываем для себя ее радость и бесконечность.

РОМАН ЗАЙЦЕВ
Tags: полемика, разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments