pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Представлен первый том собрания сочинений протоиерея Александра Меня

С одной стороны, радостно, что это уже делается на уровне самой Московской Патриархии (патриарх Кирилл дал добро еще лет пять назад на распространения трудов о. Александра в церковных лавках). С другой, по личным ощущениям, явно с этим опоздали лет на двадцать. Впрочем, всему своё время в конце концов. Сколько ни обвиняли отца Александра Меня в "еретичестве", в "неправомыслии", причем часто с попустительства церковных властей в 1990-е годы, но время берет своё и расставляет многое по своим местам. Тираж, впрочем, по слухам, весьма символический, да и цена каждого тома не обещает быть дешевой.

Есть до сих пор мнение, что о. Александр оставил некоторое количество доктринально спорных мнений и суждений. Но само это утверждение можно легко оспорить. Спорных - с точки зрения кого или чего? Вообще-то у любого святого отца или богослова классической патристической эпохи времен расцвета Византии можно при желании найти тоже какой-то набор таких суждений, не разделяемых всеми остальными православными. Разные мнения, разные точки зрения по поводу вопросов, которые приближаются к области таинственного, о которых мы можем рассуждать лишь "сквозь тусклое стекло, гадательно" (1 Кор. 13, 12), просто неизбежны. Наоборот, утверждать однозначно "это так, а вот это еретичество" - как правило, следствие банального невежества, помноженного к тому же на самоуверенность и охранительскую гордыню. Что же касается общедоктринальных твердых постановлений на уровне вселенских соборов, то о. Александр ни один из них не ставил под сомнение и ничего не писал вразрез с каким-то из них. Поэтому обвиняющие о. Александра в еретичестве берут на себя смелость ставить себя самих же наравне с вселенскими соборами (которые, впрочем, не созывались уже более тысячи лет или как минимум около 700 лет, если собор 1341 г. считать по значимости равным вселенскому).

Так что на самом деле о. Александр оставил не столько "доктринально спорные" утверждения, сколько просто не соответствующие некоторым востребованным представлениям о православии и Святой Руси у некоторой части православных, скажем так... Он был экуменистом, а у нас у некоторых православных это самое бранное слово. "Чрез меру у нас православные" (выражение Григория БОгослова) считают православными только себя самих и всех тех, кто им поддакивает, - вот и вся премудрость. А если о. Александр числится на каком-нибудь сайте "Антимодернизм.ру" как еретик-обновленец, так это самая верная и хорошая реклама его трудам! :) Так в атеистическое время многие продирались к истине христианства, читая его критику в разных антирелигиозных журналах и брошюрках. Наша русская история имеет свойство повторяться слишком однообразно.

Обидно то, что священник, сделавший для христианского просвещения всей огромной России столько, сколько в те годы советской власти никто не делал ничего подобного (чего стоит один Библиологический словарь в трех толстых томах!), после убийства (через пять дней будет 25 лет со дня его трагической гибели) оказался уже ошельмованным, оклеветанным своими же единоверцами! Это лишь подчеркивает истинность евангельских слов "не бывает пророк без чести, если только в отечестве своем и в доме своем". С запозданием, как обычно, приходит признание. Лучше поздно, чем никогда. Вот что будут делать наши "чрез меру православные", когда доживут до канонизации о. Александра? Даже "недоумеет всяк язык"...
Tags: in memoriam, о. Александр Мень
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 167 comments