pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Успение Пресв. Богородицы. Два отзыва о празднике

Два мнения внутри одной и той же церкви. И такие разные - от двух моих хороших знакомых, с которыми приходилось видеться лично.

1. ""В Новом Завете нет ни слова о политических воззрениях Девы Марии (а политическая ситуация была сложна: царь-тиран, оккупация, бедность, коррупция).
Нет ничего о том, какую она любила одежду или готовила еду.
Нет упоминаний о ее внешности.
И если Церковь говорит о совершенстве Марии; о том, что она славнейшая без сравнения ангелов, то в чем это совершенство?
Услышать волю Божью? Но в чем она, эта воля?
Воля Бога о Марии внешне выразилась в родах в хлеву, в бегстве из родной страны, в скитаниях. Сын ее был плотником, который в 30 лет ушел из дома, чтобы явить миру любовь. Три года Он ходил между городами с дюжиной друзей. Часто Его преследовали и выгоняли. В канун главного религиозного праздника, когда Мария и другие иудеи должны были радоваться об избавлении израильского народа и милосердии Небесного Отца, ее Сын был распят, а она плакала у Его креста.
Такую волю Божью тяжело принять. Даже согласиться с тем, что этого хочет Бог тяжело. Разве хочет Бог такого ужаса и ада?
Но если все же согласиться и пронести это согласие в сердце, то все преобразится.
И скорбь - радость. И печаль - к утешению. И смерть - не смерть. Но поглощено все Пасхой нетленной: воскресением Христовым!
Поэтому сегодня тональность пасхальна. Поэтому мертвый не един во гробе: ликует Божья Мать и святые.
Поэтому сегодня, - Христос воскресе!""

2. "Успение - самый сложновоспринимаемый мною праздник. Совершенно очевидно, что он полностью умозрительный, в том смысле, что исторической основы у него - полный ноль.
Он появился как плод развития богословия, и сама мысль, лежащая в его основе, мне представляется очень понятной и здоровой: показать наглядно, как наше собственное воскресение (на примере Богоматери, почему бы и нет?), воскресение каждого члена Церкви в жизнь вечную, является плодом всей совокупности дел Христовых от воплощения (начиная с Благовещения) и до ниспослания Духа Церкви. Такой вот праздник, являющийся завершением всех праздников церковных вообще, венец всей истории спасения. Праздник, которого если не было, то стоило бы придумать (что и было сделано). Но то, КАК оно было сделано, ИМХО, весьма далеко от совершенства. Сам рассказ, по кр.м. как он представлен у ДмРост, у меня никогда не мог войти в согласие с текстами НЗ, настолько он внутренне поперёк. Отражение этой истории в службе тоже совсем не безупречно - есть тексты совершенно замечательные, а есть ой-ой-ой, причем они буквально соседствуют.
Сколько лет, а вот никак у меня оно не уложится."

(из Фейсбука)
Tags: богослужение, жизнь церковная, люди
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments