pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Успение Пресв. Богородицы. Два отзыва о празднике

Два мнения внутри одной и той же церкви. И такие разные - от двух моих хороших знакомых, с которыми приходилось видеться лично.

1. ""В Новом Завете нет ни слова о политических воззрениях Девы Марии (а политическая ситуация была сложна: царь-тиран, оккупация, бедность, коррупция).
Нет ничего о том, какую она любила одежду или готовила еду.
Нет упоминаний о ее внешности.
И если Церковь говорит о совершенстве Марии; о том, что она славнейшая без сравнения ангелов, то в чем это совершенство?
Услышать волю Божью? Но в чем она, эта воля?
Воля Бога о Марии внешне выразилась в родах в хлеву, в бегстве из родной страны, в скитаниях. Сын ее был плотником, который в 30 лет ушел из дома, чтобы явить миру любовь. Три года Он ходил между городами с дюжиной друзей. Часто Его преследовали и выгоняли. В канун главного религиозного праздника, когда Мария и другие иудеи должны были радоваться об избавлении израильского народа и милосердии Небесного Отца, ее Сын был распят, а она плакала у Его креста.
Такую волю Божью тяжело принять. Даже согласиться с тем, что этого хочет Бог тяжело. Разве хочет Бог такого ужаса и ада?
Но если все же согласиться и пронести это согласие в сердце, то все преобразится.
И скорбь - радость. И печаль - к утешению. И смерть - не смерть. Но поглощено все Пасхой нетленной: воскресением Христовым!
Поэтому сегодня тональность пасхальна. Поэтому мертвый не един во гробе: ликует Божья Мать и святые.
Поэтому сегодня, - Христос воскресе!""

2. "Успение - самый сложновоспринимаемый мною праздник. Совершенно очевидно, что он полностью умозрительный, в том смысле, что исторической основы у него - полный ноль.
Он появился как плод развития богословия, и сама мысль, лежащая в его основе, мне представляется очень понятной и здоровой: показать наглядно, как наше собственное воскресение (на примере Богоматери, почему бы и нет?), воскресение каждого члена Церкви в жизнь вечную, является плодом всей совокупности дел Христовых от воплощения (начиная с Благовещения) и до ниспослания Духа Церкви. Такой вот праздник, являющийся завершением всех праздников церковных вообще, венец всей истории спасения. Праздник, которого если не было, то стоило бы придумать (что и было сделано). Но то, КАК оно было сделано, ИМХО, весьма далеко от совершенства. Сам рассказ, по кр.м. как он представлен у ДмРост, у меня никогда не мог войти в согласие с текстами НЗ, настолько он внутренне поперёк. Отражение этой истории в службе тоже совсем не безупречно - есть тексты совершенно замечательные, а есть ой-ой-ой, причем они буквально соседствуют.
Сколько лет, а вот никак у меня оно не уложится."

(из Фейсбука)
Tags: богослужение, жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments