pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Кое-что об апостольском преемстве.

Как его часто понимают и в чем оно заключается, к примеру, в отношении современного епископата? Неужели это преемство в непрерывной механической цепи рукоположений от апостольских времен до наших дней (притом, как и кто его вообще может проверить на подлинность)? Ведь смешно, однако, Святой Дух подчинять каким-то заданным схемам и быть уверенным, что Его действие непременно должно ограничиваться заданными схемами и чисто человеческой логикой. Да, во времена мужей апостольских или Иринея Лионского, который дает, к примеру, цепь имен преемников по Римской кафедре, эту преемственность можно было проследить (а что там было позднее в средневековье, поди еще разберись!). Но эта цепь преемственности была значима не сама по себе, а в связи с евхаристическими общинами, которые они возглавляли и которыми выбирались. Кроме того, преемственность была в правильном и здравом учении.
Что же мы имеем сейчас и с чем чаще всего сталкиваемся?
""Интеллигентные христиане с грустью признавались мне, что не узнают преемника апостолов в литургической фигуре русского епископа. Эти бесчисленные жесты благословений, расточаемых архиереем по всякому пустячному поводу, непрестанное целование у него рук, поклоны, беготня с омофором, светильниками, рипидами, орлецами, - вся эта раболепная суматоха вокруг епископа искажает самую сущность церковного Богослужения, превращая его в форменный "культ личности", в служение "владыке". Из духовенства никто не молится - все боятся - как бы не ошибиться в церемониях. Святитель и сам находится в плену у сущих пустяков этого ритуала человекослужения.
На иконы Спасителя, Божией Матери, угодников кадят трижды, а архиерею - трижды по трижды. На первые три каждения он отвечает благословением одной рукой, но ему продолжают кадить; на вторые три каждения он еще раз благословляет двумя руками, как бы запрещая этим жестом надоевшее каждение. В этом и других подобных моментах, которыми изобилует архиерейская служба, нет никакой литургической красоты - напротив, в них присутствуют разрушительные элементы смешного. Что-то произошло со всеми нами, уже вышли мы из того возраста, когда эти церемонии могли кому-нибудь понравиться. Сегодня они уже не воодушевляют нас в храме - напротив, они унижают святителя.
Не удивительно, что уже почти не находится верующих молодых людей, желающих участвовать в архиерейском церемониале. А без целой свиты прислужников наш епископ, при существующем чине, совершенно беспомощен и, можно сказать, "недействителен". Иногда в таких случаях архиерей, унижая сан пресвитеров, заставляет их прислуживать себе за иподиаконов. Иногда один и тот же незаменимый келейник бегает вокруг епископа, стараясь поспеть за двух иподиаконов, посошника, книгодержца... Жалкое зрелище. Один архиерей умолял благочестивых священников, недостаточно внимательных к ритуалу: "Вы уж, пожалуйста, не молитесь - это не ваше дело, я за всех помолюсь". Но и архиерею некогда молиться, ему приходится то и дело командовать во время Божественной службы: "Кланяйтесь мне! Берите у меня благословение! Снимите с меня омофор!"... Бог даст - скоро сама церковная жизнь заставит архиереев заняться исправлением своего ритуала.
...Торжественное облачение архиерея посреди храма. Диаконы с кадилами (как перед иконою). "Да возрадуется душа твоя"... "Тако да просветится свет твой"... Да ведь это молебен архиерею! На часах вместо "молитвами святых отец наших" - мы возглашаем: "молитвами святаго владыки нашего"... Это низкая лесть, этого нет у греков, у наших же старообрядцев.""

(Свящ. Сергий Желудков, "Литургические заметки").
Но написанное - еще полбеды.
Нижеследующий циркуляр 2008 года о. Сергию и его современникам в самом страшном сне не смог бы присниться.
http://diak-kuraev.livejournal.com/902255.html
Как можно понять из некоторых фраз, это - Тобольская и Тюменская епархия.
Но к тому времени, накануне ухода предыдущего патр. Алексия, это уже была норма. Не говоря уж о днях сегодняшних.
Католицизм проходил через что-то подобное лет 500 назад, вследствие чего разразилась реформация. И качество подобной "апостольской преемственности" было справедливо поставлено под вопрос. Плюс книгопечатание поспособствовало - многие получили доступ к самостоятельному чтению Библии.
Удивительно, почему теперь уже при наличии интернета в РПЦ до сих пор не произошла аналогичная реформация. Как это расценить - как милость Божью в бесконечном народном долготерпении или же как то, что наша церковность просто-напросто ни жива, ни мертва (см. Откр. 3, 1), а так, сама собой догниет со временем, после чего что-то, конечно, останется, но реформация просто бесполезна?
Tags: жуть, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →