pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Царство Божие, пришедшее в силе"

Митр. Иерофей (Влахос" в книге "Господские праздники" пишет так о Преображении:
""Преображение Христа на горе Фавор произошло незадолго до Его Страстей, а точнее - за сорок дней до Его страданий и распятия.
Цель Преображения состояла в утверждении учеников в вере, что Христос есть Сын Божий, дабы их вера не поколебалась оттого, что им предстояло увидеть в последующие дни. Это отображено ив тропарях Церкви. В одном из них поётся: "Прежде честнаго Креста твоего и страдания, поимь ихже проразсудил еси, от священных ученик, на фаворскую, Владыко, возшел еси гору", а в кондаке праздника говорится: "...да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние".
Такие образом, по всем правилам Христово Преображение должно праздноваться в марте, в соответствии с днем Пасхи. Однако, поскольку этот день всегда совпадал бы с периодом Великой Четыредесятницы, так что его невозможно было бы праздновать торжественно, он был перенесен на шестое августа. Эта дата неслучайна - она на сорок дней предшествует празднику Воздвижения Честного Креста Господня (14 сентября), который по своей сути соответствует Великой Пятнице.""

Да, это одно из возможных и даже популярных толкований, но ему всё-таки не соответствуют следующие детали.
Кущи, во-первых. Праздник Кущей был всё-таки не в начале весны (конце зимы), а в конце лета (начале осени). В Израиле это время должно соответствовать концу сентября - началу октября, и именно в это время скорее всего преобразился Христос. Кроме того, именно в этот праздник Кущей во времена Христа зажигалось множество светильников, это был праздник света. И что Христос просиял именно в эти дни, было совсем не случайно.
Ну и благословение плодов - вторая деталь. В празднике Суккот использовался цитрусовый плод - этрог.
Да и многие другие плоды поспевают скорее не к концу августа, а к концу сентября (но уж никак не в феврале-марте). Но установление праздника в августе за 40 дней до торжественного поклонения и воздвижения Креста, конечно, имеет условно-символическое значение, поскольку от Фавора до Голгофы в самом деле не так уж далеко. Не столько даже во временном, сколько в смысловом плане.

http://www.pravmir.ru/tainstvo-budushhego-veka/

Еще из митр. Иерофея:

""Свет на горе Фавор был славой Божества. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, слово «Божество» обозначает божественную природу и божественную энергию, в то время как слово Бог означает лицо, ипостась. Нельзя называть Божеством только Отца, или только Сын, или только Святого Духа. Можно говорить: Бог Отец, Бог Слово, Богу Дух Святой. Но нельзя сказать: Божество Отца, в том смысле, что оно отлично от Божества Сына или Божества Святого Духа.

Слово «Божество», так как оно обозначает природу, может быть употреблено и относительно энергии. Поэтому можно говорить о «трансцендентном божестве», которое выражает природу, являющуюся абсолютно трансцендентной, и «имманентном божестве», которое выражает энергию, доступную для участия в ней человека. При этом в каждой из трёх ипостасей Божество одно (свт. Григорий Палама).

Слово «Божество» (θεότης) многозначно и выражает различные богословские истины. Свт. Григорий Палама дает несколько объяснений этимологии этого слова, его происхождению. «Божество» (θεότης) происходит от "бежать" (θείν)) и "отовсюду достигать" (φθάνον πανταχόθεν), что выражает вездесущие Бога. Это слово также происходит от "избегать и убегать отовсюду" (αποφέυγοντα καί διαφέυγοντα πανταχόθεν) и значит "не существовать нигде", ни по сущности, ни по природе. Также называется «Божеством» от "пожигать" (άιθειν), то есть Оно пожигает и изгоняет всякое враждование». В этом случае слово выражает сияние Бога, Его энергию, которая испепеляет всякого грешника. Это слово может происходить и от слов «видеть» (θεάσθαι), и означает, что Бог видит и знает всё и даже прежде их рождения. Оно также означает Божественное провидение (πρόνοια), поскольку оно связано со словами "содержать" и "видеть". Кроме того оно называется «Божеством» от глагола «боготворить». Все эти этимологические разъяснения указывают на многообразие божественных энергий, то есть: промыслительную, просвещающую и боготворящую, а также указывают на Божественную запредельность, когда слово «божество» применяется по отношению к сущности или природе.

Подводя богословский итог сказанному, мы можем сказать, что ученики на горе Фавор видели не природу, но видели нетварную энергию Троичного Бога в человеческой природе Слова.""
Tags: богослужение, высокое богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments