pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

По следам предыдущей темы: чуть-чуть позитива

Предыдущая запись из серии "блеск и нищета катехизации" собрала под 800 комментариев и рекордное количество просмотров. В "топ" мои некоторые темы выходили и раньше, но чтобы более 600 просмотров за час и 5-е место в общем зачете - это впервые за почти 10 лет существования этого журнала. Таким образом картина показала, что у одних людей церковная тема и разные в ней теневые стороны в самом деле наболели или "достали", а у других эта же тема даёт очередной повод позубоскалить или выразить своё "фи" вере во Христа и всему, что с ней связано. Ну и разный негатив или "жареные новости" тоже всегда вызывают острый интерес. Ничего нового.
Поэтому данная тема соберет в лучшем случае обычное, среднее число просмотров и комментариев.
Один из прокомментировавших прошлую запись дал ссылку на неплохой опыт и подход в катехизации в рамках одного подмосковного прихода - Троицкого храма в г. Электроугли. Интересно, что в 1989 году там начинал о. Георгий Кочетков со своим братством. Но данный приход с о. Георгием и длительным обучением в его братстве преемственности не имеет.

Вот некоторые отрывки из заметки, написанной, как я понимаю, катехизатором этого прихода:

""Три беседы. Сегодняшняя огласительная практика, как вы все прекрасно знаете, сводится к трем беседам с крещаемым, его родите­лями и крестными. Благословление священноначалия на проведение бесед перед крещением поначалу вызвало неоднозначную реакцию на приходах. Один замечательный священник, мой друг, владеющий вдохновенным словом, увидев вышедшие рекомендации, говорил мне, что «Первую беседу я провожу по телефону, вторую при встрече в храме, а третью во время крещения» (...)

Опыт трагических событий, имевших место в нашей стране в ХХ веке, свидетельствует о том, что подавляющее большинство хри­стиан соблазнились вызовом времени. Внешнее христианское благо­честие, не основанное на настоящей вере, в один миг развеялось ре­волюционными вихрями, превратившими некогда оплот Православия в самое большое безбожное государство на планете. Милостью Божи­ей, живой верой, кровью и подвигом мучеников, Церкви удалось вы­жить, но многие раны тех времен не уврачеваны до сих пор. Гитлер и Сталин, кровожадные тираны прошлого столетия, погубившие мил­лионы человеческих жизней, были крещеными людьми и, представьте себе, что их восприемники возглашали перед распятым Христом от имени своих крестников Символ веры. Все эти тяжелые размышле­ния наталкивают на мысль о том, что решение о крещении не должно быть легковесным. Можно сказать иначе: учитывая опыт Церкви, мы не должны и не имеем право крестить неверующих людей, в том числе людей, не разрешивших перед крещением принципиальные вопросы веры. Мы не должны крестить детей, родители которых не собираются соединяться с Церковью. Мы не должны сочетать церковным браком супругов, которые не собираются жить христианской жизнью. Наде­яться на то, что Господь найдет путь к неверующему человеческому сердцу можно, но не честно. Так как даже в житейских вопросах мы поступаем иначе. Мы учимся водить машину и только потом выезжа­ем на улицы городов, мы учим своих детей плавать, и только потом разрешаем им самостоятельно ходить на водоем, мы не берем на рабо­ту людей, не имеющих профессиональных навыков. И если в вопросах повседневной жизни мы соглашаемся с важностью научения любо­му делу, то в духовных вопросах мы можем и должны помнить слова Спасителя «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».(...)

По сложившейся традиции нашей общины, огласительные встре­чи начинаются с молитвы. Собрания открывают миряне, имеющие опыт церковной жизни и благословление на участие в огласительных беседах. Возможность общения новоначальных людей с церковными мирянами очень важна так как в первое время священник кажется им неким осо­бенным субъектом таинственных отношений, чего нельзя сказать об обычных людях, а миряне могут являться примером того, что такие же, как они, человеки, имеющие житейские заботы, семьи, огороды, детей, далеко не безупречную жизнь, находят свое место в храме. Священни­ки, как правило, присоединяются к нашим встречам несколько позже, когда уже беседа наберет «обороты» и люди станут более открытыми. Это способствует неформальной обстановке и появлению доверия. (...)

Особо стоит отметить, что разговор о Христе и Церкви, по на­шему мнению, не стоит начинать с обсуждения грехов и их видов, и уж тем более с наказания за грехи. Наоборот, стоит донести мысль о том, что невозможно верить Христу без уверенности в том, что Господь го­тов простить человеку все, без каких либо условий и условностей. За­мечательно об этом говорить священник Александр Шмеман, «Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, мо­рализм не «освобождают» от мира и его соблазнов. Радость — основа свободы, в которой мы призваны «стоять»».

По нашему мнению, свидетельство о Церкви Христовой должно начинаться с вопроса о том, что же такое Церковь? Тут нам предсто­ит оттолкнуться от штампованных институциональных представле­ний и попытаться достичь Церкви живой, Церкви, которая состоит из живых людей, собранных вокруг Спасителя. На самом деле это чрез­вычайно сложная задача. Но именно Церковь, как община людей, ста­новится понятной и доступной для ее новых членов. На наших встре­чах мы часто пытаемся выяснить у присутствующих, кто с их точки зрения является главой Церкви. И как можно предположить, многие отвечают что Патриарх, или даже Папа Римский. Но когда мы вме­сте приходим к выводу, что глава Церкви есть Христос, те, кто этого не предполагал, бывают глубоко тронуты.

Один из самых интересных вопросов, который можно поставить перед родителями, заключается в том, почему они, будучи христиана­ми, не имеют потребности быть в церкви, но хотят при этом крещения для своих детей.

В конечном итоге мы пытаемся подвести родителей к мысли о том, что если ими принято решение соединить их ребенка с Господом и Церковью, то до этого момента они сами должны войти в христиан­скую полноту. Поэтому решение о крещении, с нашей точки зрения, необходимо принимать, не раньше, чем родители начнут посещать бо­гослужения, исповедоваться и причащаться святых Христовых Тайн.

Участие в богослужениях является одним из важнейших момен­тов оглашения. В нашем храме есть традиция приглашения оглашае­мых на службы. Но зачастую не навыкшему в богослужении человеку бывает сложно понять, что происходит, в чем смысл того или иного действия, о чем молится церковь, что делает и возглашает священник, что происходит в алтаре. Чтобы у людей была возможность разобрать­ся с этими вопросами, в нашем храме в определенные дни проводятся миссионерские богослужения. Во время этих служб, не нарушая уста­новленного чинопоследования, есть возможность делать пояснения и необходимые комментарии, направленные на понимание смысла и порядка церковной службы.

Очень часто возникают вопросы о восприемниках, и замеча­тельно, когда есть настоящие крестные, люди которые будут молить­ся о своем крестнике или крестнице, вдохновлять их примером своей горячей веры. Но, к сожалению, так бывает не всегда. И мы должны отдавать себе отчет, что в большей степени, ответственность за духов­ное устроение ребенка несут именно родители, и их отношение к вере долгое время будет для ребенка определяющим.""
Читать полностью...
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments