pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Интенциональная экклезиология" - 2

Уже приходилось поднимать эту тему, которая мне показалась весьма интересной.

Вот просто вопрос ко всем, пусть не без подвоха.
Когда предстоятель служит литургию и призывает Духа Святого на предлежащие Дары (хлеб и вино), что мешает всему хлебу, который есть в алтаре, стать Телом Христа?
Но почему-то остатки Агничной просфоры, отделенные предварительно от вырезанного Агнца на проскомидии (антидор), этим Телом не считаются. В таком случае, почему? Разве действие призываемого Духа святого ограничено пространством, тем более таким маленьким, как в алтаре? :)
.
По греческой традиции при совершении Преждеосвященной литургии вино считается Кровью Христа после вложения в потир преждеосвященного Агнца. И, соответственно, младенцев причащают за этой литургией, в отличие от русской традиции. В таком случае, как оно обстоит на самом деле? С точки зрения "интенциональной экклезиологии" нет никаких проблем, поскольку тут опять-таки дело в интенции. Как договорились считать в пределах одной поместной Церкви, так и будет!..

Можно эту же тему развить и дальше. Если для Духа Святого нет пространственных преград не только в алтаре, то что мешает признать вообще весь хлеб, который мы вкушаем, как потенциальное Тело Христа в неком метафизическом смысле, в христианскую эру, когда везде совершается Божественная литургия? Вспоминаю детские годы, и уверен, что многие подтвердят: от своих дедушек-бабушек или даже в школах мы могли слышать призывы о бережном отношении к хлебу. Фактически даже в чисто секулярном контексте мы могли слышать и усвоить, что хлеб - это что-то важное и святое, его недопустимо бросать, где попало! Помимо того, что в войну он раздавался по карточкам и помимо того, что он является наиболее доступным и дешевым продуктом питания, тут есть, несомненно, и отголоски Евхаристии.

Из этой же серии и разные вопросы про крещенскую воду. Освящается ли вся вода во время празднования Крещения Господня, можно ли её черпать из любого источника и считать святой? Ну да, почему бы нет?.. Но во многом это будет зависеть от того, кто как посчитает.

Действительно, с точки зрения Бога и хлеб - Его Тело, и мы сами, церковное человечество, - Его Тело также. В потенции, по крайней мере, или в той же интенции. И про вино то же самое: помимо того, что сок виноградной лозы, как говорил о. Александр Мень, это "кровь Земли", также "Я виноградная лоза, вы же ветви" (Ин. 15, 1-5)... А в перспективе мы предвкушаем наступление той эры, когда, по словам апостола Павла, "Бог будет всё во всём" (1 Кор. 15, 28). И в этом плане - "по вере вашей да будет вам", как говорил Иисус. Отсюда все споры об "истинности" или "неистинности" Евхаристии у протестантов видятся довольно суетными. Как кто из них считает - так для них и совершается. Да и для православных практически то же самое, даже если они настаивают на строгом "пресуществлении".

В этом плане мне на днях пришлось отвечать на вопрос, который я вижу весьма показательным, знаковым, поскольку в жизни приходилось сталкиваться с чем-то подобным.
Пишет Марина, 54 года, из Воронежской области.

Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться в такой ситуации - после воскресной службы моя знакомая пришла домой расстроенная, т.к хотела поздравить подругу со святым Причастием, но та отстранилась от нее со словами "Не подходи - ты грязная, а я причастилась". Подскажите как правильно нужно вести себя после Причастия

Я ответил так:

Здравствуйте, Марина!
Поведение той подруги вашей знакомой весьма показательное; увы, это не единичные случаи. Всерьёз это воспринимать ни в коем случае нельзя; более того, это свидетельствует скорее о НЕхристианском по сути отношении к святому причащению! Поэтому таких людей стоит скорее пожалеть, ибо самого главного в Евангелии и вообще в христианстве они не поняли! Ведь Иисус не устранялся ни от кого, но наоборот шел и общался с «грязными» с точки зрения благочестивых верующих того времени (фарисеев, книжников) – мытарями, бомжами, блудницами и т.д. И говорил, что Он пришел призвать не праведников, а грешников. Кому же тогда та женщина в реальности причастилась? – получается, уж точно не Иисусу. Как правильно вести себя после причащения? – ну уж точно не так, как повела себя та подруга вашей знакомой
!

Причащение "в суд или во осуждение" в этой связи может быть существенно переосмыслено. Не в том ведь дело, какие ошибки мы иной раз совершаем или какие испытания нам выпадают, в которых мы не можем поступать идеально, как иной раз хотели бы. А в том всё дело, ради чего мы причащаемся и что этим хотим достигнуть. Какого-то воображаемого комфорта, безмятежной радости, изолированной святости ("дабы подальше от людей она была еще святей" - Вл. Соловьев), беззаботности с миром в душе? Но Иисус говорил ученикам совсем про другое: "Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением, которым Я крещусь?" (Мк. 10, 38).

Тут тоже дело в разных интенциях, согласитесь! Что считать чистым, святым, что не считать...
Вообще, деление мира на "чистое" и "нечистое" - этап неизбежный для людей, с одной стороны, но в христианстве он должен преодолеваться или, по крайней мере, переосмысливаться. "Для чистых всё чисто, а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть" (Титу 1, 15).
Tags: богослужение, жизнь церковная
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments