pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Интенциональная экклезиология" - 2

Уже приходилось поднимать эту тему, которая мне показалась весьма интересной.

Вот просто вопрос ко всем, пусть не без подвоха.
Когда предстоятель служит литургию и призывает Духа Святого на предлежащие Дары (хлеб и вино), что мешает всему хлебу, который есть в алтаре, стать Телом Христа?
Но почему-то остатки Агничной просфоры, отделенные предварительно от вырезанного Агнца на проскомидии (антидор), этим Телом не считаются. В таком случае, почему? Разве действие призываемого Духа святого ограничено пространством, тем более таким маленьким, как в алтаре? :)
.
По греческой традиции при совершении Преждеосвященной литургии вино считается Кровью Христа после вложения в потир преждеосвященного Агнца. И, соответственно, младенцев причащают за этой литургией, в отличие от русской традиции. В таком случае, как оно обстоит на самом деле? С точки зрения "интенциональной экклезиологии" нет никаких проблем, поскольку тут опять-таки дело в интенции. Как договорились считать в пределах одной поместной Церкви, так и будет!..

Можно эту же тему развить и дальше. Если для Духа Святого нет пространственных преград не только в алтаре, то что мешает признать вообще весь хлеб, который мы вкушаем, как потенциальное Тело Христа в неком метафизическом смысле, в христианскую эру, когда везде совершается Божественная литургия? Вспоминаю детские годы, и уверен, что многие подтвердят: от своих дедушек-бабушек или даже в школах мы могли слышать призывы о бережном отношении к хлебу. Фактически даже в чисто секулярном контексте мы могли слышать и усвоить, что хлеб - это что-то важное и святое, его недопустимо бросать, где попало! Помимо того, что в войну он раздавался по карточкам и помимо того, что он является наиболее доступным и дешевым продуктом питания, тут есть, несомненно, и отголоски Евхаристии.

Из этой же серии и разные вопросы про крещенскую воду. Освящается ли вся вода во время празднования Крещения Господня, можно ли её черпать из любого источника и считать святой? Ну да, почему бы нет?.. Но во многом это будет зависеть от того, кто как посчитает.

Действительно, с точки зрения Бога и хлеб - Его Тело, и мы сами, церковное человечество, - Его Тело также. В потенции, по крайней мере, или в той же интенции. И про вино то же самое: помимо того, что сок виноградной лозы, как говорил о. Александр Мень, это "кровь Земли", также "Я виноградная лоза, вы же ветви" (Ин. 15, 1-5)... А в перспективе мы предвкушаем наступление той эры, когда, по словам апостола Павла, "Бог будет всё во всём" (1 Кор. 15, 28). И в этом плане - "по вере вашей да будет вам", как говорил Иисус. Отсюда все споры об "истинности" или "неистинности" Евхаристии у протестантов видятся довольно суетными. Как кто из них считает - так для них и совершается. Да и для православных практически то же самое, даже если они настаивают на строгом "пресуществлении".

В этом плане мне на днях пришлось отвечать на вопрос, который я вижу весьма показательным, знаковым, поскольку в жизни приходилось сталкиваться с чем-то подобным.
Пишет Марина, 54 года, из Воронежской области.

Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться в такой ситуации - после воскресной службы моя знакомая пришла домой расстроенная, т.к хотела поздравить подругу со святым Причастием, но та отстранилась от нее со словами "Не подходи - ты грязная, а я причастилась". Подскажите как правильно нужно вести себя после Причастия

Я ответил так:

Здравствуйте, Марина!
Поведение той подруги вашей знакомой весьма показательное; увы, это не единичные случаи. Всерьёз это воспринимать ни в коем случае нельзя; более того, это свидетельствует скорее о НЕхристианском по сути отношении к святому причащению! Поэтому таких людей стоит скорее пожалеть, ибо самого главного в Евангелии и вообще в христианстве они не поняли! Ведь Иисус не устранялся ни от кого, но наоборот шел и общался с «грязными» с точки зрения благочестивых верующих того времени (фарисеев, книжников) – мытарями, бомжами, блудницами и т.д. И говорил, что Он пришел призвать не праведников, а грешников. Кому же тогда та женщина в реальности причастилась? – получается, уж точно не Иисусу. Как правильно вести себя после причащения? – ну уж точно не так, как повела себя та подруга вашей знакомой
!

Причащение "в суд или во осуждение" в этой связи может быть существенно переосмыслено. Не в том ведь дело, какие ошибки мы иной раз совершаем или какие испытания нам выпадают, в которых мы не можем поступать идеально, как иной раз хотели бы. А в том всё дело, ради чего мы причащаемся и что этим хотим достигнуть. Какого-то воображаемого комфорта, безмятежной радости, изолированной святости ("дабы подальше от людей она была еще святей" - Вл. Соловьев), беззаботности с миром в душе? Но Иисус говорил ученикам совсем про другое: "Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением, которым Я крещусь?" (Мк. 10, 38).

Тут тоже дело в разных интенциях, согласитесь! Что считать чистым, святым, что не считать...
Вообще, деление мира на "чистое" и "нечистое" - этап неизбежный для людей, с одной стороны, но в христианстве он должен преодолеваться или, по крайней мере, переосмысливаться. "Для чистых всё чисто, а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть" (Титу 1, 15).
Tags: богослужение, жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments