pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О скромном христианстве (о. Феодор Людоговский)

Одноименная статья о. Феодора была опубликована полтора года назад, по следам свежего конфликта между сторонниками и противниками строительства храма на ул. Молодежной в районе МГУ. Сейчас аналогичный конфликт разгорелся на севере Москвы:
http://nasedkin.livejournal.com/597319.html
http://nasedkin.livejournal.com/597711.html
Между тем, стоит ли каждый раз любой ценой доказывать свою правоту сторонникам строительства?..
С чего вообще начиналось христианство, неужели с храмов?
Тертуллиан в III-м веке, между прочим, писал, пусть не без риторического преувеличения, что христиане, эти новопришедшие, наполнили собой всё – города, острова, крепости, муниципии, лагеря, курии, дворец, форум, и одни только храмы оставили язычникам (Апологетик, 37). Где же они собирались? - по частным домам, разумеется, или в тех гражданских зданиях, которые назывались базиликами, а потом это название прочно закрепилось за церковными зданиями в некоторых европейских языках, например, во французском.

И с чего вообще начинается Церковь? С братской общины, Тела Христова, собирающейся каждый раз ради совместного благодарения, то есть, Евхаристии. Для совершения Евхаристии братской общине совсем не обязательно собираться в привычном и традиционном церковном здании, как и показал не столь давний опыт гонений в ХХ веке. Так что же - когда нас гнали, мы смирялись, когда же почувствовали, что на нашей стороне может быть административный ресурс и властные структуры, теперь стали требовать и требовать?

- Храмы нужны, но не таким способом. Надо как-то находить компромиссные места и не настраивать жителей против Церкви вообще, и против конкретного храма в частности (Ирина М.)
- Если есть противники строительства, и их много, то почему бы не построить в другом месте? Православие (и христианство вообще) - в первую очередь смирение: верующий придет в храм, даже если он будет находиться в другом месте
В данном случае возникает стойкое ощущение некоторой агрессивной экспансии. Это, напротив, отталкивает от ПЦ, во всяком случае, людей ищущих Бога, но колеблющихся и сомневающихся. Агрессия и христианство - вещи взаимоисключающие. А выходит как раз агрессивное насаждение (Олег Ш.).
(из комментариев по теме в Фейсбуке)

Я процитирую самую концовку статьи о. Феодора, её основной вывод:
У нас есть две возможности. Одна – продолжать делать вид, что мы империя, смотреть на православие как на нашу национальную религию, защищать свои чувства силами полицейских и прокуроров, настаивать на том, что нам все вокруг должны, стремиться к тому, чтобы в каждом микрорайоне был храм с куполами-колоколами. Другая – вспомнить слова Христа: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12:32; Царство, конечно, не земное, а Небесное), отказаться от внешних притязаний, начать созидать общинную жизнь снизу, растить в своей среде кандидатов в священнослужители, смириться с тем, что не будет куполов и крестов, не будет, может быть, даже царских врат – но не будет и зависимости от милости государственных чиновников, а будет христианская жизнь, будет единство во Христе, будет Евхаристия – а остальное, по слову Спасителя, приложится.
Я, конечно, несколько утрирую: эти две возможности не полностью исключают друг друга. И храмы, если есть такая возможность, строить необходимо. Но всё же православные христиане России должны, хотя бы внутренне, определиться, что важнее: имперское величие, пышное благолепие, комфорт – или же свидетельство о Христе самой своей жизнью, без внешнего блеска, но с внутреннем горением?
Tags: жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments