pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О скромном христианстве (о. Феодор Людоговский)

Одноименная статья о. Феодора была опубликована полтора года назад, по следам свежего конфликта между сторонниками и противниками строительства храма на ул. Молодежной в районе МГУ. Сейчас аналогичный конфликт разгорелся на севере Москвы:
http://nasedkin.livejournal.com/597319.html
http://nasedkin.livejournal.com/597711.html
Между тем, стоит ли каждый раз любой ценой доказывать свою правоту сторонникам строительства?..
С чего вообще начиналось христианство, неужели с храмов?
Тертуллиан в III-м веке, между прочим, писал, пусть не без риторического преувеличения, что христиане, эти новопришедшие, наполнили собой всё – города, острова, крепости, муниципии, лагеря, курии, дворец, форум, и одни только храмы оставили язычникам (Апологетик, 37). Где же они собирались? - по частным домам, разумеется, или в тех гражданских зданиях, которые назывались базиликами, а потом это название прочно закрепилось за церковными зданиями в некоторых европейских языках, например, во французском.

И с чего вообще начинается Церковь? С братской общины, Тела Христова, собирающейся каждый раз ради совместного благодарения, то есть, Евхаристии. Для совершения Евхаристии братской общине совсем не обязательно собираться в привычном и традиционном церковном здании, как и показал не столь давний опыт гонений в ХХ веке. Так что же - когда нас гнали, мы смирялись, когда же почувствовали, что на нашей стороне может быть административный ресурс и властные структуры, теперь стали требовать и требовать?

- Храмы нужны, но не таким способом. Надо как-то находить компромиссные места и не настраивать жителей против Церкви вообще, и против конкретного храма в частности (Ирина М.)
- Если есть противники строительства, и их много, то почему бы не построить в другом месте? Православие (и христианство вообще) - в первую очередь смирение: верующий придет в храм, даже если он будет находиться в другом месте
В данном случае возникает стойкое ощущение некоторой агрессивной экспансии. Это, напротив, отталкивает от ПЦ, во всяком случае, людей ищущих Бога, но колеблющихся и сомневающихся. Агрессия и христианство - вещи взаимоисключающие. А выходит как раз агрессивное насаждение (Олег Ш.).
(из комментариев по теме в Фейсбуке)

Я процитирую самую концовку статьи о. Феодора, её основной вывод:
У нас есть две возможности. Одна – продолжать делать вид, что мы империя, смотреть на православие как на нашу национальную религию, защищать свои чувства силами полицейских и прокуроров, настаивать на том, что нам все вокруг должны, стремиться к тому, чтобы в каждом микрорайоне был храм с куполами-колоколами. Другая – вспомнить слова Христа: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12:32; Царство, конечно, не земное, а Небесное), отказаться от внешних притязаний, начать созидать общинную жизнь снизу, растить в своей среде кандидатов в священнослужители, смириться с тем, что не будет куполов и крестов, не будет, может быть, даже царских врат – но не будет и зависимости от милости государственных чиновников, а будет христианская жизнь, будет единство во Христе, будет Евхаристия – а остальное, по слову Спасителя, приложится.
Я, конечно, несколько утрирую: эти две возможности не полностью исключают друг друга. И храмы, если есть такая возможность, строить необходимо. Но всё же православные христиане России должны, хотя бы внутренне, определиться, что важнее: имперское величие, пышное благолепие, комфорт – или же свидетельство о Христе самой своей жизнью, без внешнего блеска, но с внутреннем горением?
Tags: жизнь церковная, люди
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments