pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Марина Роднянская. "...Да не разлучает" (из писем к о. Александру)

Предыдущая часть
Снова помещу острые признания и рассуждения Марины. В некоторых отношениях вызывающие дискуссию, но тем и интересные.

Дорогой отец Александр...
Мой замечательный врач, который поддерживал меня все эти страшные годы и, благодаря которому, я все же не попала в психушку, хотя была вполне готова туда лечь, узнав, на какую тему я пишу книгу, посоветовал немедленно спрятать ее под стол. « У Вас все станут врагами,- сказал он,- все на Вас обидятся, Вам будут звонить по телефону, примерно, раз в месяц, и говорить всякие гадости, таким образом, Ваша болезнь затянется еще на неопределенное время.»
Покойный отец Сергий очень поддерживал мою книгу, сообщал мне множество важных мыслей на тему брака, он говорил, что Бог использовал случившуюся в моей жизни трагедию для того, чтобы я написала эту книгу , иначе бы я ее не написала. Он был прав, если бы не эта беда, я бы вряд ли задумалась о словах Иисуса. Но и врач оказался прав: камни уже летят, моя замечательная подруга, прочитав два мои к Вам письма, отказалась со мной общаться. Казалось бы, я никого конкретно не обличаю, привожу только слова Христа, христианских святых, Папы Римского, Сергея Аверинцева, кардинала Кассиди, Валентины Кузнецовой, о. Александра Меня, О. Георгия,- но люди на меня обижаются. В молитвенной группе меня никто не слышит. Явно считают меня чокнутой на этой теме ввиду моих личных обстоятельств. Те, у кого все хорошо, не хотят слушать, потому что у них все в порядке, другие- потому что у них не в порядке. Как сказала Ольга, подруга с. Тамары: «Слова Христа о браке- очень неудобная истина.» Один из членов нашей группы недавно развелся и быстро завел себе новую даму. Обсудив эту взрывоопасную ситуацию, ведущие нас разделили - мы теперь ходим на группу поочередно, одну неделю он - с дамой, а другую - я. Спасибо, что они меня совсем не прогнали, я была к этому готова и уже собралась было «радоваться и веселиться» , но, видимо, еще не заслужила...

И никто не понимает, что разрушение семей - это разрушение Церкви. О. Александр Мень говорил на проповеди: «Разрушение храмов - следствие блудодеяний в них на протяжении вековой истории». Я долго не понимала, почему комментаторы объясняют слова Иисуса - «род прелюбодейный и грешный» исключительно в духовном смысле, как измену Богу, а не в прямом, пока о. Сергий, хихикая, не сказал мне по телефону: «Потому что, сами комментаторы - род прелюбодейный и грешный». «Иисус, придя на землю, провозгласил нерасторжимость брака, повсеместно нарушаемую. С этих пор, каждое поколение становится поколением прелюбодейным»,- пишет Франсуа Мориак. Меня удивляло, почему даже самые умные люди, не понимают и не принимают истины учения Христа о браке. Но теперь я, кажется, поняла, почему. У архиепископа Иоанна Сан-Франциcского я прочла: «Ложь - это одержимость.» «Блуд, узнав, что он - смертный грех, смертельно испугался, что его грешники тоже узнают об этом» ( Притча). Св. Иоанн Златоуст говорил: «Не о том заботится дьявол, чтобы не грешили, но о том, чтобы не видели своего греха и оставались грешниками». Ведь брак - это святая святых, это икона Святой Троицы, метафора отношений Христа и Церкви, само сердце Церкви, «здесь - самое пламенное, самое дорогое для Бога!» - говорит о. Александр Мень. И потому, «сатана ненавидит брак каждой клеточкой своего существа»( Элдридж, «Необузданное сердце»). Первое , что он сделал в Эдеме, оторвав человека от Бога, он разрушил отношения любви между Адамом и Евой («Жена, которую Ты мне дал…). И это же он продолжает делать на земле. «Сатана разрушает семьи», - говорит Дева Мария в Меджугорье. И конечно, он очень заботится о том, чтобы истина слов Иисуса о нерасторжимости брака и о прелюбодеянии, совершаемом в Церкви под благовидным названием «второй брак», не дошла до сознания христиан. Мне говорят: единобрачие - это идеал. Заповедь «не прелюбодействуй», то есть, не нарушай верности брака, следует в Декалоге после заповеди «не убий». Первая утверждает святость жизни, вторая - святость брака. Мы ведь не говорим, что не убивать - это идеал? Прелюбодеяние - тоже своего рода убийство, преступление против другой жизни. По мере духовного возрастания человечества, ему открываются новые истины. «Вы слышали - а Я говорю вам»,- говорит Христос. Он - «поднимает планку». Если даже смотреть на женщину нечистым взглядом Он называет прелюбодеянием, то что же говорить о нарушении супружеских обетов! Говорят: «Когда брак уже разрушен, Церковь допускает развод и новый брак». Но слова Иисуса о прелюбодеянии после развода как раз и говорят о том, что он принципиально не может быть разрушен. Прелюбодеяние - это измена. Слова Христа говорят о том, что муж ( или жена) остается мужем своей жены ( а жена- женой мужа), хотя и разведен (разведена) с ней на бумаге (может ли клочок бумаги разъединить то, что соединил Сам Бог?), иначе о какой измене ( измене - кому?) может идти речь? Льюис выразил эту мысль по-другому: « Если Иисус сказал, что муж и жена - единая плоть - это факт. Как ключ и замок». Продолжая мысль Льюиса, можно сказать, что, если Он назвал брак после развода прелюбодеянием, это такой же неопровержимый факт. В свете Евангелия надо признать, что в Божественной реальности не существует ни развода, ни брака после него, а есть только брак и прелюбодеяние. Итак, единобрачие - это не идеал, а важнейшая истина Евангелия.

Теперь расскажу немного о том, как мы с мужем повенчались. Первый год нашей жизни проходил во взаимном недоверии. Каждый думал про себя, не совершил ли он ошибку. Мое сердце терзало зароненное мамой подозрение, что он женился на мне из-за квартиры, и я, время от времени, его об этом спрашивала: «Так ли это?», не понимая, что ни положительный, ни отрицательный ответ здесь не возможен. Тем не менее, что-то подвигалось в наших отношениях, и я помню, как о. Георгий удовлетворенно выслушал мою покаянную исповедь о том, как мы с ним катались на лыжах в лесу, я опередила его на лыжне и, поискав немного, уехала домой, а он, тем временем, часа два искал меня чуть не до ночи, рыская по всему лесу. Я очень переживала его нежелание венчаться, и о. Георгий, утешая меня, говорил : «Марина, многие невенчанные супруги живут прекрасно, а другие, венчанные, как кошка с собакой.» Однако про себя он принял решение, может быть, подумал, как князь Василий у Толстого, глядя на Пьера с Элен в гостиной : «Этому пора положить конец!» В очередной раз, когда я на исповеди промямлила: «Да вот, мы не знаем… Он прервал меня: Как это не знаете? В воскресенье в час дня!» И мы послушно пришли. Был конец февраля, мы с ним катались на лыжах в залитом солнцем лесу, и у меня осталось впечатление, словно мы прибежали на венчание прямо из этого солнечного леса на лыжах, хотя на самом деле, это было, конечно, не так. Я была в длинной серой юбке и белой кофточке с кружевным воротником, он- в своем парадном сером костюме. По дороге он купил мне букет роз. Это было необыкновенное венчание, свидетель тому - Ю. Пастернак, который случайно оказался в это время храме. Необыкновенно прекрасно пел хор. Помню ощущение разверстого над нами Неба, откуда на нас смотрят тысячи глаз. Многоочитые Херувимы. Помню, как вспыльчивый о. Георгий накинулся на дьякона, который сделал что–то не так. В проповеди после венчания о. Георгий сказал, что нас теперь не двое, а трое, имея в виду соединившего нас Бога. Я жалела, что мы не сделали фотографий венчания, но муж утешал меня: «Твой образ на венчании запечатлен у меня глубоко в сердце». Венчание оказалось для нас спасением. Сатана с шипением уполз до времени. Наши дорогие родственники оставили нас в покое, и мы, наконец, ясно увидели друг друга, как при первой встрече. О. Георгий, встретив нас в храме через некоторое время, сказал мне: «Вы срослись». А когда я сообщила ему о нашем желании иметь ребенка, горячо меня обнял. К. Черняк отправила нас вместе с другой парой в Лизье на целых полтора месяца, и это было настоящее свадебное путешествие, самое счастливое время в нашей жизни. По улочкам Лизье мы бродили, тесно обнявшись, и шли, по-моему выражению «ножка в ножку», как один человек о четырех ногах. Сведенборг пишет, что супруги на Небесах становятся одним ангелом. И мы с ним могли бы стать одним ангелом. Мы преклоняли колени у раки св. Терезы в Кармеле, ощущая себя в потоках благодати, муж тихо говорил: «Какое понимание, какая любовь!» В Лизье мы просили у Бога ребенка ( Мне был тогда уже 41 год!). Сестра Тамара молилась над нами, и мы падали навзничь, нас подхватывали и клали на пол. «Лежали рядом, как Ромео и Джульетта!»- шутил А. Черняк. На молитве в Базилике сестры объявили в микрофон, что три или четыре пары через год вернутся сюда с ребенком. Мы оказались в числе этих пар. Нам было сказано, что плоды молитвы в сестер скажутся примерно через месяц. Сразу после Лизье мы поехали на Черное море, в Артек. Помню, там было нечего есть, и я послала мужа раздобыть мясо в Ялту. Он очень долго оттуда не возвращался, и меня замучили всякие страхи, я то и дело выбегала из дома на дорожку, с которой было видно море, выглядывая мужа. Когда он, наконец, показался на тропинке, ведущей с набережной, моей радости не было предела. В ожидании его, я сварила овощной суп ( голь на выдумки хитра), который моему голодному мужу чрезвычайно понравился, и в последствии, он меня уверял, что именно благодаря этому супчику родился наш Мишенька...
Tags: жизнь церковная, люди, семья и брак
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments