pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Марина Роднянская. "...Да не разлучает".

Одна из наших прихожанок пережила личную драму, хотя, казалось, до того её семейное счастье было так очевидно... И это её подвигло на написание целой книги, составленной из разных очерков. Марина по профессии музыкант-педагог, но в её рассуждениях много интересных богословских и других моментов! Рассуждения в целом выглядят злободневными, и я надеюсь, что кому-то они помогут, у кого-то вызовут дискуссионные возражения, что нормально (просто опыты у нас у всех неизбежно разные), но со многими наблюдениями не согласиться не возможно, на мой взгляд. Я публикую отдельные отрывки из книги Марины с её любезного разрешения.

«Да не разлучает».
Радость и счастье- это дети любви,
А сама любовь, как сила-
Это терпение и жалость.
Михаил Пришвин.

Он видел Отца зверей и людей, который подводил к нему девочку, девушку… И он воскликнул : «Вот эта- та самая, совершенно такая же, как я!» О. Александр Мень. Сказка о сотворении человека.

Мы выбираем свободно мужа и жену, но существует тайна избрания. Когда Адам, впервые увидел Еву, он воскликнул: «Это плоть от плоти моей…». Он ее узнал. Можем ли мы отречься от своих родителей, от своих детей, как бы не было нам с ними тяжело? Не можем, потому что они- наши, наша плоть и кровь. Между мужем и женой существует еще более близкое, тайное ,мистическое родство, то, которое Господь назвал «единой плотью».
« Вы пили из общей чаши. Отныне вы одно существо,- говорил на венчании о. Александр Мень, и еще -первая ступень родства- это дети и родители. А муж и жена- это не ступень родства, а одно существо.» О. Александр говорил, что брак – это чудо Божие: «Когда «двое становятся одной плотью», это есть чудо, божественный дар, которым обладают только люди.» Когда фарисеи, искушая Христа , спрашивают Его: «По всякой ли причине позволительно разводиться мужу с женою ?» -, Господь отвечает: « … что Бог соединил, человек да не разлучает.» ( Мк., 10 ). Сам Бог соединяет в браке мужчину и женщину, это Его установление, Его владение, человек не должен вмешиваться в дело Божие . «Для любого человека пытаться разъединить то, что соединил Бог, является актом невежественного вызова против воли Божьей»,- пишет Эд Уит. Печальное состояние распада семей в мире- результат непрестанных попыток сатаны разрушить самое ценное установление на земле.»1 И прежде всего сатана пытается разрушить христианские семьи, ведь семья – это Церковь. Вспомним, первое, что сделал сатана после того, как оторвал человека от Бога, он разрушил отношения любви между Адамом и Евой. В самой первой семье возникли разделение и ненависть. «Сатана разрушает семьи»,- говорит Божья Матерь в Меджугорье. Эд Уит пишет о женщине, которая приводила доводы для своего развода : «По-видимому, она считала, что Бог поймет ее попытку исправить неудачный брак, расторгнув ее, это подобно тому, как исправляют ошибку на экзаменационном листе, аккуратно стирая ее резинкой». «Наш брак был ошибкой»,- думают многие люди. Итак, разорвем и начнем сначала? И сколько будет таких попыток? «Жениться до тех пор, пока не станет хорошо », как шутил один наш знакомый ? Существует поговорка: брат любит сестру богатую, муж- жену здоровую. Увы, в большинстве случаев это так. Врач, работавшая в институте протезирования, рассказывала : когда руку или ногу теряет мужчина, жена его отдает ему всю себя, только бы помочь ему, , на глазах становится старухой, забывая о себе ради него. Если же несчастье случается с женой, мужья сбегают, не дожидаясь, пока будет изготовлен протез. Но христианам заповедано иное. Апостол Павел велит мужу любить жену, как свое тело и предавать себя за нее , как Христос предает себя за Церковь. Иными словами мужу заповедано любить жену крестной любовью и, как пишет св. Иоанн Златоуст, « не останавливаться ни перед чем, даже перед смертью для блага жены.»2 И такая любовь встречается в наши дни. Эд Уит свидетельствует о том, как муж верно и преданно любил свою жену в течении пятнадцати лет, не встречая ответной любви из-за ее болезни. У нее развился церебральный атеросклероз. Постепенно она потеряла все умственные способности и перестала узнавать мужа. В течении первых пяти лет муж сам ухаживал за ней . Он часто брал ее в гости, с гордостью представляя ее своим знакомым, как свою жену ,знакомя ее со всеми, несмотря на то, что она делала замечания невпопад. Он всегда относился к ней с большим почтением и окружал ее большим вниманием, что бы она ни говорила и ни делала. Пришло время, когда доктора сказали, что ее нужно поместить в лечебницу для постоянного и интенсивного ухода. Она прожила там десять лет, будучи прикованной к постели .Он бывал у нее каждый день. Возил ее на прогулки- на их ферму, в город или в гости, не смущаясь тем, что она почти не понимала, что происходит. Он никогда не сказал о ней ничего отрицательного. Никогда не жаловался, что ее содержание в больнице обходится слишком дорого. Он всегда заботился о самых лучших условиях для нее и делала для нее все самое лучшее. Этот человек был верным и преданным даже тогда, когда из-за болезни жены его любовь не встречала ответного чувства в течении пятнадцати лет. В конце этой истории автор говорит, что он был близко знаком с этой супружеской парой: «Это были мои чудесные родители,- говорит он. Я сама и наши прихожане были свидетелями подобной жертвенной любви. Это была пара в нашем приходе. Он женился на ней, когда она уже была в инвалидной коляске. Возил ее в этой коляске на службы в храм. И так было двадцать пять лет. Когда она умерла, он написал о ней эссе, полное любви, горя и слез. Я часто видела его в гостях, перед моими глазами стоит его измученное, доброе лицо, светлый взгляд. Таких людей немного, и они сияют, как звезды в ночи.

Для меня образцом непоколебимой верности была моя бабушка. Я помню ее с дедом, когда он уже был немощным и слабым стариком, и она ухаживала за ним, терпеливо и преданно, как за ребенком. Бывало, стоит он в шубе в нашем переулке, неподвижный, как столб и она рядом, бдительно за ним следит. Чуть ему плохо, она -тут как тут, проталкивает ему сквозь вставные зубы таблетку - и так много раз спасала его от смерти. Я помню ее крик в прихожей, когда ей позвонили из больницы с известием, что умер дедушка. Я подбежала к ней и обхватила ее руками, уговаривая ее, стараясь как-то снять с нее на себя хотя бы часть давившего ее горя. ..
Джо Круассан пишет : «Любовь проходит очищение, и кризисы на этом пути порой приводят к измене. Возможность вернуться для мужчины есть всегда есть, если женщина остается верной и любящей. Ее призвание в том и состоит, чтобы защитить любовь, когда той грозит опасность, противопоставляя измене верность, не осуждая, храня молчание. Возвращение может быть долгим и трудным, но главное, чтобы путь к нему был открыт. … Если только она с надеждой обратиться к Богу, то поймет: это шторм, а вовсе не кораблекрушение.» 3 Мать Тереза говорит, что для истинно верующего человека не бывает безнадежных ситуаций. Господь, воскресивший Лазаря, Сам восставший из гроба, способен , при нашем желании, воскресить и преобразить самые безнадежные отношения. « Для единосущного Отцу нет преград и необратимых процессов.»4

Примером великой жертвенной любви в Библии является любовь пророка Осии . После рождения троих детей Гомерь покинула Осию . Она ушла от него к любовнику, а затем стала жрицей Ваала. Осия проводил бессонные ночи, полные тоски и смятения. После долгих напрасных попыток вернуть жену, в которых проходили годы, однажды Осия очутился на рынке рабов. Вдруг он увидел, как один жрец Ваала подвел женщину к месту продажи рабов. Сердце его остановилось. Это была Гомерь. Она выглядела ужасно… Совсем нагой она стояла на деревянном помосте. Ни один мужчина не смотрел на нее со страстным возбуждением. Она выглядела изможденной, постаревшей и худой, как щепка. Все ребра ее были видны сквозь кожу. Ее волоса были спутаны и в них была видна проседь, а в глазах ее мерцал огонь безумия. Осия заплакал. Тогда тихий голос Божьей любви прошептал ему в сердце. Осия выкупил Гомерь за пятнадцать сиклей серебра. Он нежно обвил ее изможденное тело белым одеянием и сказал ей: «Гомерь, ты моя по праву мужа. А теперь ты снова моя потому, что я купил тебя. Ты не будешь больше уходить от меня и заниматься блудом. Некоторое время ты будешь приходить в себя, а потом я восстановлю тебя полностью к радостной жизни моей жены.» Она глубоко вздохнула и у пала в его объятия, потеряв сознание… Осия сказал народу: «.. Израиль обратится и взыщет Господа Бога своего… И там, где говорили об Израиле «Лорухама»- нелюбимая», будут говорить «Рухама- любимая», потому что любовь Божья не оставит вас, но будет сопровождать до конца ваших дней. И там, где Израиль назывался «Лоамми» - не мой народ», будет сказано, «Амми- - вы народ Бога живого», потому что Я прощу вас и восстановлю вас.»5 О. Александр Мень пишет о пророке Осии: « У него первого в Священном Писании брак, любовь мужа и жены, становится символом союза Бога с человеком.» И далее о. Александр говорит об Осии очень важную вещь : «Ему было дано пережить трагедию неразделенной любви, трагедию измены и одиночества для того, чтобы к нему прикоснулась невыразимая тайна, тайна Божественной Любви и Страдания… Пророку, любовь которого покрыла все муки измены, явилась неугасимая Любовь Божия. Он- возлюбивший, Он- всепрощающий.» 6

... Иногда является загадкой, как два совершенно разных, непохожих друг на друга человека могут быть вместе. О. посетила старца Афанасия. «Сидим мы с матушкой и плачем,- говорил он,- я , что женился, а она , что замуж вышла, ничего у нас общего, совсем разные!» А сам весь светится. Старенький, с длинной белой бородой и детскими, добрыми глазами. Сон И.: откуда-то сверху она смотрела на землю и видела текущие в океан Вечности, океан Духа светлые и темные каналы, словно вены и артерии земли- наши жизни. И она слышала голос о. Александра, который говорил ей: «Не надо поддаваться искушению съезжать в темные каналы. Если с земной точки зрения есть аргументы это сделать, то с точки зрения Вечности этих аргументов нет.» О. Александр Мень говорил : «В семье всякое бывает. Иногда надо перетерпеть.». Да, бывают мучительные браки. Почему? Мы не знаем этого, как не знаем многого в этой жизни. Св. Иоанн Златоуст в приоткрывает эту тайну: « С тобой ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, конечно ,что помощница сделалась противницею; однако, исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиною и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач – Бог… А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует божественное Писание; оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена(ср, Сир,26,3).» 7 Христос пришел восстановить падшего человека, его отношения с Богом и подобные им отношения брака. И в том и другом случае, это отношения веры и верности. Как Един для нас Господь, так единственными в нашей жизни должны быть муж и жена .Созидание брака- это труд, и подчас, очень тяжелый. А что подлинное в этой жизни не стоит труда? О. Александр, приводил в пример Пушкина, поэтические строки которого льются одна за другой легко и естественно, как дыхание. «А посмотрите на его черновики!» -говорил он. - А Шопен? Его музыка изливается на нас сплошным потоком вдохновения , как будто ангел диктовал ему, а он лишь записывал. А как он сочинял? Жорж Санд вспоминала: он метался по комнате, плакал, ломал перья, по сотни раз переписывал фрагменты музыки заново, иногда только для того, чтобы вернуться к первоначальному варианту…

И при этом, всегда страдание от невозможности достигнуть совершенства. Идеала, к которому стремишься. Левитан, выразивший в своей живописи самую душу русской природы, страдал от того, что не может в совершенстве передать «божественное нечто, разлитое в природе». А труд музыканта, призванного облечь в музыкальную плоть загадочные строчки нотного текста, что сказать о нем? На это уходят годы, вся жизнь… А какие бывают кризисы, какие срывы в жизни артиста! Гениальный пианист Владимир Горовиц двенадцать лет не мог выступать. Архитектор Гауди лет строил собор и умер, не закончив строительства, его сбила машина, когда он переходил улицу. А вырастить ребенка, разве это не подвиг? Сколько сил на это бывает затрачено, скольких мучений нам это стоит! А теперь подумаем, взрастить здесь на земле затоптанный сатаной райский цветок, возвести храм – мистическое подобие св. Троицы, почему мы думаем, что это должно нам стоить меньших трудов, усилий, и страданий? По мысли Льюиса, «в мученическом браке, если уж он и случился и если муж его вынес, главенство мужа ближе всего к главенству Христа… Муж – глава жене ровно в той мере, в какой Христос- глава Церкви, а Христос «предал Себя за нее» (Еф. 5, 25), - пишет Льюис. – Тем самым, главенство это воплощено всего лучше не в счастливом браке, а в браке крестном- там, где жена много берет и мало дает, где она недостойна мужа, где ее очень трудно любить. У Церкви лишь та красота, которую даровал ей Жених. Он не находит красавицу а создает ее. Миро, которым помазали мужа на царство, - не радости, а горести, болезни и печали доброй жены, эгоизм и лживость дурной, нетленная и скрытая забота, неистощимое прощение…Христос провидит в гордой, слабой, ханжеской, фанатичной , теплохладной Церкви Невесту , которая предстанет перед Ним без пятна и порока, и неустанно трудится, чтобы ее к этому приблизить. Так и муж, уподобивший себя Христу, а иное нам не дозволено.»

Брачные венцы- символ не только радости , но и страдания, мученичества .О. Александр Мень говорил на венчании: «Обычно людям желают, чтобы они прожили безоблачно, счастливо.. Я вам, однако, желать этого не буду, потому что не бывает так, чтобы у людей не было трудностей, трений , испытаний. Но пожелаю, чтобы вы сумели все это перенести , твердо, мужественно и с честью выйти из всех этих темных полос вашей жизни.»8 Он предупреждал об испытаниях. В опере Моцарта «Волшебная флейта» жрецы прежде, чем соединить влюбленных, проводят их через испытания огнем и водой и в этом глубокий смысл того ,что любовь испытывается в этой жизни и мы испытываемся здесь на прочность.
Мучительный брак. А разве сама жизнь человека не бывает мучительной? Что мы знаем о жизни? Что мы знаем о смерти? Почему рождаются и умирают больные дети? Шведский писатель и врач Аксель Мунте терзался неразрешимым вопросом, почему смерть щадит стариков, позволяя им легко умирать, засыпая в своей постели, а детей заставляет умирать страшной мучительной смертью? О. Георгий Чистяков едва не стал богоборцем, когда на его глазах в Республиканской больнице один за другим умирали дети. Применимо ли к нашей жизни понятие справедливости? Моцарт, одаривший мир бесценными сокровищами своих творений, из которых на нас изливается источник чистой райской радости и целомудренной печали, в последние годы жизни( а он умер в 36 лет), изнемогал от нужды и домашних бедствий и писал душераздирающие письма своему другу, умоляя о помощи. Несравненный гений, он умер в нищете, гроб его никто не сопровождал, он был похоронен в общей могиле для бедняков, место которой доныне осталось неизвестным. Великий Бетховен, больной и глухой, одинокий в равнодушной Вене ,был вынужден закладывать посудную утварь, чашки и ложки, чтобы не умереть с голоду, и не мог выйти на улицу в дождливую погоду, потому что не имел обуви. Почему Бетховен с его целомудренным и пламенным сердцем, великим сердцем, биение которого мы слышим в его музыке, Бетховен, всю жизнь мечтавший о жене и домашнем очаге, так и не обрел спутницу жизни? Его жалобы в письмах другу о его одиночестве надрывают сердце. Почему он не смог соединиться со своей «бессмертной возлюбленной» , имя которой он тщательно укрыл от любопытных взглядов потомков, которой он писал: «Мой ангел, мое все, мое я …» ? Имя Шуберта при его жизни было почти неизвестно, он жил в бедности, друзья снабжали его нотной бумагой, временами голодал. Одно время у него даже не было фортепьяно, и он писал свои произведения за письменным столом. Аксель Мунте с горечью писал о нем: «Ни одна женщина не любила его, и все же какой душераздирающий вопль страсти сравнится с «Гретхен за прялкой»? Возможно ли более трогательное самоотречение, чем «Миньона» , и более пленительная любовная песнь, чем «Серенада»? Ему шел тридцать второй год, когда он умер таким же нищим, каким жил. У того, кто написал «К музыке», не было даже собственного рояля! После смерти его имущество- одежда, несколько книг, кровать- были проданы с аукциона за шестьдесят три флорина. В ветхом чемодане под кроватью нашли еще много бессмертных песен, более ценных, чем все золото Ротшильдов в той Вене, где он жил и умер.» 9

. Когда-то моя учительница французского Т. А. , говорила мне, что в лучшие свои минуты она думала: «Как я могу быть счастливой, когда вокруг столько людей так мучаются!» «Вся тварь стенает и мучается…»( ) Мир стонет, агонизирует, а мы хотим устроить свой счастливый семейный мирок, не неся своей части креста? Это безумие, мы просто не понимаем, где мы находимся. Тагуэл писал: «Христос страдал и умер, ибо удел человеческий- страдание и смерть… Мы должны знать, где мы есть, если хотим выйти оттуда.»» Земное счастье? Пушкин сказал нам: «На свете счастья нет…», а мы ему не верим. Когда Кшиштофа Занусси спросили в интервью: «Почему в Ваших картинах счастье, как правило, заканчивается катастрофой?» - Он ответил : «Потому, что это закон. Мы не можем быть счастливы на этой земле. Счастье- не в этой жизни». И еще: « До тех пор, пока я знаю, что хоть один человек на этой земле страдает, для меня желание быть счастливым- это безнравственно, это позор !». Спросим себя, какое счастье было у Божьей Матери? Всецело посвятив себя Богу, она отреклась от женской любви. На последних днях беременности, она должна была перенести утомительное путешествие в Вифлием. Когда перед Ней и Иосифом закрылись все двери, ей пришлось родить Младенца в хлеву. И очень скоро бежать в Египет, спасая жизнь Ребенка от Ирода. Жить в языческой стране до смерти Ирода. Она пережила страшные три дня, потеряв двенадцатилетнего Иисуса на празднике в Иерусалиме. Евангелие молчит о Ней, и мы почти ничего не знаем о переживаниях Богоматери на протяжение трех лет проповеди Иисуса. Но можно догадываться, что когда до нее доносились слухи о том, что Ее Сын восстановил против себя фарисеев и что они замышляют убить Его , душа Ее терзалась страхом. А что пережила Она за страшные часы допросов, пыток и страданий Иисуса на кресте, нам не под силу даже представить. Один святой писал, что если бы Господь Ее не поддерживал, Она бы не выдержала, умерла вместе с Ним. В Заповедях блаженства счастье, которое нам обещано, всегда соседствует с болью: «Блаженны плачущие…» У поэта Руми есть стих: «Помни хадис: «Рай окружен болью».

В Библии неоднократно встречается метафора страданий, как мук рождения. «Муки родильницы постигнут его» - о Ефреме ( Оссия, 13, 13) или - « Ужаснулись, судороги и боли схватили их, мучаются, как рождающая» о Вавилоне ( Исайя, 13, 8). «Ибо, когда будут говорить « мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигнет имеющую во чреве, и не избегнут.» (1 Фес. 5, 1-8). Иисус также прибегает к этой метафоре: «Женщина, когда рождает , терпит скорбь,»- говорит он. Наша земная жизнь- подготовка к жизни небесной, мы здесь рождаемся в мир иной, а роды бывают мучительны. «Многими скорбями надлежит нам войти в царство небесное»,- пишет в послании апостол Павел. «В мире будете иметь скорбь»,- предупреждает нас Иисус. Он не сказал: «Будете счастливы», но -«будете иметь скорбь» . Никто не обещал нам здесь счастливой жизни.
Художник Константин Коровин пишет, что в детстве, что когда умерла его маленькая сестра и он недоуменно с болью в сердце спрашивал себя, что это, зачем это? – Он увидел в небе светящийся крест. В Меджугорье многие видят на небе этот крест. Мы многого не можем понять в этой жизни. Мы знаем одно: Господь наш Иисус Христос, Телом и Кровью Которого мы причащаемся за Литургией, в страшных муках умирает кресте. И Он продолжает нести его. Паскаль говорил, что Христос будет агонизировать до конца истории.10 О. Александр Мень говорил: Он несет на себе эволюцию человечества. И Он просит нас, его друзей, его учеников помочь Ему нести этот крест , крест любви, страданий и служения. «Кто поможет Мне, если вы, друзья Мои, причастившиеся Мне, не сплотитесь вокруг Меня?»- говорит Иисус Босси.11 «Носите бремена друг друга»- это сказано, прежде всего, о наших самых близких , о наших семьях, о муже, о жене. «Любовь-это всегда страдание»,- как-то давно сказал мне на исповеди о. Александр Мень. «Кто не возьмет креста своего»… Господь не требует от нас чувств, они изменчивы, и подчас мы не вовсе не способны их испытывать, Но Он ждет от нас верности. Отец Александр Мень говорил, что вера - эммуна- очень близка к понятию верность. Не сошел Господь с креста ,не сошел! Хотя ему глумливо кричали об этом прохожие, начальники и фарисеи, и Он мог бы, если захотел, это сделать. Но Он явил Своей смертью, что «до конца возлюбил нас.» «Ты умер, Тебя больше нет в этом мире, что нам делать? Божья Матерь остается у креста. Она показывает нам пример – мы должны продолжать исполнять свой долг. Даже, если нам кажется, что Тебя больше нет.»
Многого мы не можем понять, живя на земле . Многое от нас сокрыто. И мы не можем до конца понять, почему соединение мужчины и женщины в браке определено Богом, как нерасторжимое. Быть может, потому, что мы здесь только «начатки Его созданий,» нам еще предстоит бесконечная лестница духовного восхождения , в процессе которого могут быть развязаны самые безнадежные узлы земных человеческих отношений. От нас требуется только добрая воля и прощение. «Что развяжите на земле, будет развязано на небе»,- говорит Господь.. И брак, начинаясь на земле, продолжается в Вечности, его конечная цель и исполнение – на Небе. Только там, в Царстве Божием раскроется эта «великая тайна», о которой говорил апостол Павел, как и тайна каждой судьбы, каждой человеческой личности.

Примечания:
1. Эд Уит
2. Св. Иоанн Златоуст
3. Джо Круассан
4. О. А. Мень. Сын Человеческий.
5. Приводится по книге: Эд Уит и Глория Паркинс. Любовь в браке.
6. О. А. Мень. Вестники Царства Божия. Откровение любви Божией. Пророк Осия.
7. Св. Иоанн Златоуст.
8. О. А. Мень. Слово на венчании.
9. А. Мунте. Легенда о Сан Микеле.
10.
11.  Ф. Босси. Он и я.
Tags: жизнь церковная, семья и брак
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments