pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О пресловутом филиокве

В эти дни празднования Пятидесятницы вполне подходящее время затронуть этот вопрос, адресуя его всем филиоквефобам и филиоквемахам, ревнителям догматической точности, тем более, что в русской традиции всегда на Всенощной под сам праздник поётся величание:
«Величаем Тя, живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси божественным учеником Твоим».
В греческой традиции этого текста нет, там нет вообще подобных величаний. Что это за текст: вероучительный или поэтический? Оба мотива здесь явно соединены, как и во многих других гимнографических текстах. Но этот текст не претендует на догматическую точность – его вполне можно понимать как в строго-православном смысле, так и в ключе филиокве. С одной стороны, Иисус посылает от Отца Святого Духа-Утешителя, как и обещал, с другой – это Дух не только Отчий, но и Христов. А значит, что мешает здесь утверждению, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына?

Все многочисленные глубокомысленные богословско-философские доводы насчет того, что филиокве влечет за собой какие-то серьёзные и чуть ли необратимые изменения в духовной жизни западных христиан, приводя и к папскому догмату, и к чувственной воображательной аскетике (В. Лосский и др.), при привлечении здравого смысла и определенных исторических фактов, не выдерживают никакой критики. Грубо говоря, их ценность ничуть не больше, чем ценность и убедительность следующего утверждения: «Если Конфуций родился в России, то я – граф Дракула».
Как частное богословское мнение филиокве существовало в неразделенной Церкви как минимум с конца VI века (а если брать богословие Августина, то и с начала V-го), и никто по этому поводу сотни лет в ту эпоху не переживал. У восточных отцов IV-V вв., таких, как Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский, можно легко найти «филиоквистские» мотивы, как это подробно разобрал о. Сергий Булгаков в книге «Утешитель». Пока, наконец, Карл Великий, глава ново-народившейся империи, не стал использовать это филиокве в политических целях в пику византийцам, объявляя тех еретиками только за то, что они исповедуют Символ Веры без филиокве! По этой причине он даже отказался признать решения собора 787 г. Но римские папы как раз в то время были еще на стороне Византии.

Разделило Восток и Запад, конечно же, отнюдь не филиокве – последнее служило и при Карле Великом, и гораздо позже лишь предлогом. По совокупности было много разных причин, приведших к расколу, прежде всего вполне земных и политических, и в первую очередь, на мой взгляд, борьба за власть, за первенство в христианском мире! И связанный с ней клерикализм, к тому времени прочно утвердившийся в церковной жизни и медленно отравлявший её. Догмат о папе – наследие клерикализма в чистом виде. Византийцы, пусть и при своём собственном уже сложившемся клерикализме в средние века, были куда более правы, фактически сопротивляясь претензиям Рима на вселенское верховенство под разными предлогами, но раз Рим пытался обосновать эти претензии с богословской точки зрения, то богословский же ответ с противной стороны неизбежно был выработан. А затем свой ответ был дан протестантизмом, возникновение которого было вполне закономерным и неизбежным в той ситуации. При этом сами по себе логические доводы в богословии и с западной, и с восточной стороны – более, чем относительны.

С тех пор утекло, однако, слишком много воды. Католицизм сейчас совсем уже не тот, что был в средневековье, к тому же он не монолитен; православие тоже весьма разнообразно. И там, и здесь свои проблемы перед лицом «постхристианской цивилизации». Актуальность былой полемики фактически сведена на нет, даже если кто-то из современных строгих православных периодически будет извлекать какие-то чисто-богословские доводы, никак не связанные с реальной жизнью церквей. Обосновать свою обособленность, отдельность, как и наоборот, претензию на всеохватность и вселенское верховенство, всегда можно легко. Было бы желание, и исторические и богословские доводы непременно найдутся. Но что это на самом деле, как не всегдашняя «суета сует - всё суета»?..
Tags: жизнь церковная, история
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments