pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

От пророков и апостолов до святителей и преподобных: смена парадигм

Любопытные наблюдения.
Пишет Владимир Шолох:

"Через пророков Ты возвестил нам путь спасения, и в апостолах воссияла, Спаситель наш, благодать Духа Твоего..." (из стихиры 50-цы). В почитании святых у православных уже много столетий назад произошел перекос: когда-то более всех почитали апостолов, пророков и мучеников (первые гимнографические свидетельства — начало IV в.). Потом, вероятно, после эпохи иконоборчества, наравне с ними стали почитать преподобных, память которых до этого совершалась только в тех монастырях, где они жили. Затем наравне с ними стали почитать святителей, а в последние несколько веков памяти святителей и преподобных стали вытеснять все остальные. Этот перекос особенно хорошо демонстрирует посещаемость народом тех или иных служб: дни памяти апостолов уже давно никого не собирают, а пророков — тем более (кроме Илии, приобретшего необычную популярность в народе благодаря сходству с Перуном); из мучеников приходят почтить память лишь тех, чьими именами принято называть детей. Зато памяти преподобных и особенно святителей, чтимых в данной местности, обычно собирают полные храмы.

Причина этому мне видится в смене идеалов христианской жизни, а эта смена в свою очередь произошла из-за того, что библейская парадигма наших отношений с Богом или забылась, или ушла на второй план. В библейской парадигме Церковь представляется семьей, членам которой ее Глава, как щедрый отец, дает спасение даром, а их задача состоит в том, чтобы соответствовать этому дару, делиться им с другими и оставаться верными открывшейся истине. Потому когда-то был почитаемым и считался образцом для подражания образ жизни апостола — миссионера, пророка — бескомпромиссного обличителя нечестия, и мученика — бесстрашного свидетеля истины. Библейскую парадигму сменила другая — имперская, в которой Церковь представляется подобием земного царства, где наибольшим почетом пользуются люди, попавшие на верхние ступени власти (святители), а благоволение Бога-Царя получают те, кто заслужил, заработал его особыми подвигами (преподобные).
Любопытно, что у нас в народе три-четыре века назад спонтанно, вероятно как подсознательный протест против вертикали власти в Церкви, возникло почитание юродивых, которые сами себя ставили вне надоевшей всем системы. Характерно, что особенно большие масштабы это почитание приобрело во времена наибольшего давления государства на Церковь — в синодальную и советскую эпохи.
Выводы из этого пусть каждый делает сам.
Tags: богослужение, жизнь церковная, история
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments