pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

От пророков и апостолов до святителей и преподобных: смена парадигм

Любопытные наблюдения.
Пишет Владимир Шолох:

"Через пророков Ты возвестил нам путь спасения, и в апостолах воссияла, Спаситель наш, благодать Духа Твоего..." (из стихиры 50-цы). В почитании святых у православных уже много столетий назад произошел перекос: когда-то более всех почитали апостолов, пророков и мучеников (первые гимнографические свидетельства — начало IV в.). Потом, вероятно, после эпохи иконоборчества, наравне с ними стали почитать преподобных, память которых до этого совершалась только в тех монастырях, где они жили. Затем наравне с ними стали почитать святителей, а в последние несколько веков памяти святителей и преподобных стали вытеснять все остальные. Этот перекос особенно хорошо демонстрирует посещаемость народом тех или иных служб: дни памяти апостолов уже давно никого не собирают, а пророков — тем более (кроме Илии, приобретшего необычную популярность в народе благодаря сходству с Перуном); из мучеников приходят почтить память лишь тех, чьими именами принято называть детей. Зато памяти преподобных и особенно святителей, чтимых в данной местности, обычно собирают полные храмы.

Причина этому мне видится в смене идеалов христианской жизни, а эта смена в свою очередь произошла из-за того, что библейская парадигма наших отношений с Богом или забылась, или ушла на второй план. В библейской парадигме Церковь представляется семьей, членам которой ее Глава, как щедрый отец, дает спасение даром, а их задача состоит в том, чтобы соответствовать этому дару, делиться им с другими и оставаться верными открывшейся истине. Потому когда-то был почитаемым и считался образцом для подражания образ жизни апостола — миссионера, пророка — бескомпромиссного обличителя нечестия, и мученика — бесстрашного свидетеля истины. Библейскую парадигму сменила другая — имперская, в которой Церковь представляется подобием земного царства, где наибольшим почетом пользуются люди, попавшие на верхние ступени власти (святители), а благоволение Бога-Царя получают те, кто заслужил, заработал его особыми подвигами (преподобные).
Любопытно, что у нас в народе три-четыре века назад спонтанно, вероятно как подсознательный протест против вертикали власти в Церкви, возникло почитание юродивых, которые сами себя ставили вне надоевшей всем системы. Характерно, что особенно большие масштабы это почитание приобрело во времена наибольшего давления государства на Церковь — в синодальную и советскую эпохи.
Выводы из этого пусть каждый делает сам.
Tags: богослужение, жизнь церковная, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments