pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О тайне Святой Троицы – популярно и не очень


(писал заметку, которая уже опубликована, для одного журнала, - это что "популярно". Здесь дополняю её в том, что "не очень")

Христиане веруют в единого Бога, но при этом в едином Боге различают Отца, Сына и Святого Духа. Грубо выражаясь, исповедуют «три в одном». Но при этом «три» - это не арифметическое исчисление разных предметов или личностей. Это один Бог в трёх ипостасях или Лицах, где 1=3 и 3=1. История употребления древнегреческого слова «ипостась» довольно непростая. Дословно это значит «основание», «подставка», но также это слово могло обозначать и «сущность» или «существование». В Новом Завете или Септуагинте, греческом переводе ВЗ, слово «ипостась» употребляется как синоним сущности. Но впоследствии понятие сущности стало относиться к понятию ипостаси так же, как общее относится к частному.
Например, понятие «человек» - общее, и все люди имеют одну и ту же сущность или природу. Но эта сущность проявляется всегда индивидуально, то есть ипостасно, в каждой конкретной человеческой личности! Но человеческая ипостась не может быть полностью приравненной к божественной. Три ипостаси в Троице неразделимы, в отличие от разных людей, хотя и не слитны полностью. То есть, это не три разных Бога, но один Бог в трёх Лицах, пребывающих друг в друге. Отличительные признаки Лиц только следующие: Отец вне времени рождает Сына, будучи Сам нерожденным, Сын рождается от Отца, Дух исходит от Отца. И именно Сын явился и вошёл во временную человеческую историю как совершенный Человек, во всём подобный нам, кроме греха. То есть, воплотился и вочеловечился, согласно православному Символу веры.
Учение о Троице следует из откровения Нового Завета, пусть даже самого слова «Троица» в Библии нет. В Евангелии от Иоанна Иисус как Сын Бога неоднократно говорит о самом себе, что «Я и Отец одно» (Ин. 10: 30) или «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14: 10). Самое начало Евангелия от Иоанна называет Сына Божия «Богом Словом», бывшим в начале всего мироздания и прежде него (1: 1), и это Слово стало плотью и обитало среди людей (1: 14). Перед отходом на страдания Иисус обещает ученикам, что Его заменит Утешитель, Дух истины (15: 26), который наставит их «на всякую истину» (16: 13). Стоит также обратить внимание на момент крещения Иисуса, связанный с Его выходом на служение и публичным явлением народу Израиля: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился – отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:21-22). Посылая учеников на проповедь и давая последние прощальные наставления перед Вознесением, Иисус говорит им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Исходя из этого, таинство Крещения каждого, вступающего в Церковь, совершается во имя Святой Троицы при троекратном погружении в воду.
Некоторые эпизоды Ветхого Завета рассматриваются в христианской традиции как символизирующие троичность Божества. Самый известный из них связан с гостеприимством Авраама у дубравы Мамре трех таинственных странников, ангелов Божьих под видом людей (Бытие, гл. 18). Этот эпизод послужил для многочисленных иконографических изображений «гостеприимства Авраама» или попросту «Святой Троицы» в виде трёх ангелов (самое известное из них – «Троица» Андрея Рублёва), поскольку в ту древнюю эпоху явление ангелов (то есть вестников) Бога приравнивалось к явлению Самого Бога. Интересно, что, встречая трёх, Авраам обращается к одному: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего...» (Быт. 18: 2-3). Есть и другие места Ветхого Завета, где древние христианские толкователи усматривали намёк на троичность Бога. Перед сотворением человека Бог говорит, как бы советуясь с кем-то: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). С кем может Он советоваться, если не с Самим Собой? Может быть, с ангелами, как предполагали некоторые толкователи? Но человек создан не по образу ангелов, а «по образу Божию» (Быт. 1:27). Точно так же, когда Адам вкусил от древа познания добра и зла, Бог говорит Сам с Собой с ироничным оттенком: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3:22).

Здесь нужно также упомянуть о Метатроне, представления о котором выражены в иудаизме в талмудических текстах. Это имя происходит от греческого μεταθρονιος («метатрониос»), т.е. «восседающий на троне».
Процитирую Ристо Сантала, финского библеиста и специалиста по иудаизму:
«Профессор Готтлиб Кляйн, некогда главный раввин Стокгольма, излагает в своей работе, опубликованной в 1898г., главные качества Метатрона, описывающиеся в еврейской литературе:

«Метатрон является ближайшей личностью к Богу и служит ему; с одной стороны он
посланник и уверен в себе, с другой стороны – представитель Израиля перед Богом.
Метатрон также известен как Сар ѓа-Паним, «Князь Лика» или просто «Князь», и
восседает в самых сокровенных покоях Бога («пеним»). Числовое значение имени
«Метатрон» то же, что и у «Шаддай» - «Всемогущий». Следовательно, он посланник
Всемогущего»… Кляйн также подробно говорит о причинах того, почему в иудаизме Метатрон часто отождествляется с греческим Логосом λογος («слово»). Он демонстрирует пять таких примеров в Талмуде: «1. Метатрон, 2. Слово Господа - Мимра или Логос, 3. Присутствие Божественной славы - Шхина, 4. Божий Дух Святой - Руах ѓа-кодеш и 5. Голос с небес - Бат коль, дословно «дочь голоса».
Прежде всего Метатрон выступает в роли ходатая… Только Метатрон, защитник Израиля, может приблизиться к престолу Бога, скрепляя печатью добрые дела Израиля…
Наиболее важные точки соприкосновения с этим таинственным именем, созданные раввинами, это «ангел завета» и «ангел Господень». В 6 главе книги Судей рассказывается о том, как ангел Господень явился Гедеону. Мы читаем, что «Господь, воззрев на него, сказал» и «и сказал ему Господь». Раввины отождествляют ангела с «Господом». Гедеон восклицает: «Увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу!» (стихи 14, 16 и 22). Но что, по мнению раввинов, столь необычно в этом ангеле Господне? Когда Раши, известнейший раввин средневековья, рассматривал этот отрывок, он сослался на слова в Исходе 23:20-21: ≪Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути... блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, … ибо имя Мое в Нем≫. Раши предполагает, что слова в конце стиха ≪имя мое в нем≫ означают ≪Он и я – мы носим одно имя≫. Он продолжает: ≪И наши раввины говорили, что это Метатрон, чье имя такое же, как имя Господа≫. Он также добавляет, что числовое значение имени «Метатрон» соответствует гематрии слова «Шаддай» - «Всемогущий».

http://www.ristosantala.com/rsla/midr_rus.pdf
Если смотреть на ту же икону гостеприимства Авраама (так наз. «Ветхозаветную Троицу»), то можно заметить, что Лица Троицы, изображённые в виде ликов ангелов, неотличимы друг от друга. Это образ Троицы до пришествия в мир Сына, Спасителя мира.

Но именно Сын в воплощении стал видимым Человеком, Которого мы только и можем изображать, тогда как личные образы Отца и Духа остаются сокрытыми и непроявленными (не считая явления Духа в виде белоснежной голубки, символизирующей небесную чистоту, при Крещении Иисуса на Иордане, или же сошествия Духа в виде огненных языков пламени на апостолов в Пятидесятницу, когда, вспоминая это событие, Церковь приурочила к нему праздник Святой Троицы). Между тем, в позднейшей иконографии и живописи, распространившейся на Западе и позаимствованной в России, начиная с XV века, Святую Троицу нередко стали изображать не совсем удачным способом: Отца в виде седобородого старца, рядом с Ним Иисуса Христа и Духа в виде голубя.

Эту иконографию нельзя считать канонической: изображение Бога Отца всегда исключалось и у древних евреев в ветхозаветные времена, и в первое тысячелетие христианской истории. Ведь «Бога не видел никто никогда», и только лишь «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18).
Суть откровения Нового Завета в том, что «Бог есть любовь» (1-е послание Иоанна 4:8). Любовь, как и любое разумное бытие в своей основе, предполагает отношение и общение. Идеальный способ общения в любви как раз и явлен в Святой Троице! И по этому образу все верующие в Бога призваны любить друг друга. «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога… В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1-е Иоанна 4:7-9).

Впрочем, периодически могут возникать следующие вопросы: если у Троицы три ипостаси, но мы остаёмся в рамках единобожия, это значит Бог один в трех лицах-ипостасях, но тогда личность всё-таки одна.
Но из повествований и Евангелий, и позднейших богословских рассуждений создаётся вполне обоснованное впечатление, что личности три.
А это значит, что Бога тоже три!
И здесь сознание ставится перед следующим парадоксом.
Бог неизреченен, непостижим, необъятен. Но поскольку человеческое сознание эти не может вполне удовлетвориться, то предлагаются разные формулировки, с разных сторон описывающие Бога в противоречивых терминах. Воплощение Бога показывает, что Он не строго "неизменяем" - Он может стать тем, кем Он еще не был! Поэтому Христос и Отец предстают перед нами как две самостоятельные личности. Причем Христос, умалившись, не обладает полнотой всеведения и другими сверх-качествами, взятыми в абсолюте ("Отец Мой Более Меня", "О дне том и часе никто не знает, ни ангелы, ни Сын, но только Отец" и т.д.). С другой же стороны, Иисус Отцу равен. Точно так же Бог не строго "всемогущ", как и "неизменяем". И точно так же Он не строго "един"! Троичность - это "по ту сторону" единства и множественности. Арифметика тут не применима. В общем, откровение Нового Завета возводит на новую ступень в понимании непостижимости Бога, в нашем случае не строго единого, но и не множественного (в Нем сосуществует и то, и другое начало). Митр. Иоанн Зизиулас также писал, что "бытие есть общение". Разумное бытие, тем более Бога, уже тем самым несет в себе общение, которое реализуется в Троице (Бог есть любовь в общении).

В общем, а кто нам обещал легкую жизнь с Богом?..
Tags: богослужение, высокое богословие
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments