pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О тайне Святой Троицы – популярно и не очень


(писал заметку, которая уже опубликована, для одного журнала, - это что "популярно". Здесь дополняю её в том, что "не очень")

Христиане веруют в единого Бога, но при этом в едином Боге различают Отца, Сына и Святого Духа. Грубо выражаясь, исповедуют «три в одном». Но при этом «три» - это не арифметическое исчисление разных предметов или личностей. Это один Бог в трёх ипостасях или Лицах, где 1=3 и 3=1. История употребления древнегреческого слова «ипостась» довольно непростая. Дословно это значит «основание», «подставка», но также это слово могло обозначать и «сущность» или «существование». В Новом Завете или Септуагинте, греческом переводе ВЗ, слово «ипостась» употребляется как синоним сущности. Но впоследствии понятие сущности стало относиться к понятию ипостаси так же, как общее относится к частному.
Например, понятие «человек» - общее, и все люди имеют одну и ту же сущность или природу. Но эта сущность проявляется всегда индивидуально, то есть ипостасно, в каждой конкретной человеческой личности! Но человеческая ипостась не может быть полностью приравненной к божественной. Три ипостаси в Троице неразделимы, в отличие от разных людей, хотя и не слитны полностью. То есть, это не три разных Бога, но один Бог в трёх Лицах, пребывающих друг в друге. Отличительные признаки Лиц только следующие: Отец вне времени рождает Сына, будучи Сам нерожденным, Сын рождается от Отца, Дух исходит от Отца. И именно Сын явился и вошёл во временную человеческую историю как совершенный Человек, во всём подобный нам, кроме греха. То есть, воплотился и вочеловечился, согласно православному Символу веры.
Учение о Троице следует из откровения Нового Завета, пусть даже самого слова «Троица» в Библии нет. В Евангелии от Иоанна Иисус как Сын Бога неоднократно говорит о самом себе, что «Я и Отец одно» (Ин. 10: 30) или «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14: 10). Самое начало Евангелия от Иоанна называет Сына Божия «Богом Словом», бывшим в начале всего мироздания и прежде него (1: 1), и это Слово стало плотью и обитало среди людей (1: 14). Перед отходом на страдания Иисус обещает ученикам, что Его заменит Утешитель, Дух истины (15: 26), который наставит их «на всякую истину» (16: 13). Стоит также обратить внимание на момент крещения Иисуса, связанный с Его выходом на служение и публичным явлением народу Израиля: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился – отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:21-22). Посылая учеников на проповедь и давая последние прощальные наставления перед Вознесением, Иисус говорит им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Исходя из этого, таинство Крещения каждого, вступающего в Церковь, совершается во имя Святой Троицы при троекратном погружении в воду.
Некоторые эпизоды Ветхого Завета рассматриваются в христианской традиции как символизирующие троичность Божества. Самый известный из них связан с гостеприимством Авраама у дубравы Мамре трех таинственных странников, ангелов Божьих под видом людей (Бытие, гл. 18). Этот эпизод послужил для многочисленных иконографических изображений «гостеприимства Авраама» или попросту «Святой Троицы» в виде трёх ангелов (самое известное из них – «Троица» Андрея Рублёва), поскольку в ту древнюю эпоху явление ангелов (то есть вестников) Бога приравнивалось к явлению Самого Бога. Интересно, что, встречая трёх, Авраам обращается к одному: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего...» (Быт. 18: 2-3). Есть и другие места Ветхого Завета, где древние христианские толкователи усматривали намёк на троичность Бога. Перед сотворением человека Бог говорит, как бы советуясь с кем-то: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). С кем может Он советоваться, если не с Самим Собой? Может быть, с ангелами, как предполагали некоторые толкователи? Но человек создан не по образу ангелов, а «по образу Божию» (Быт. 1:27). Точно так же, когда Адам вкусил от древа познания добра и зла, Бог говорит Сам с Собой с ироничным оттенком: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3:22).

Здесь нужно также упомянуть о Метатроне, представления о котором выражены в иудаизме в талмудических текстах. Это имя происходит от греческого μεταθρονιος («метатрониос»), т.е. «восседающий на троне».
Процитирую Ристо Сантала, финского библеиста и специалиста по иудаизму:
«Профессор Готтлиб Кляйн, некогда главный раввин Стокгольма, излагает в своей работе, опубликованной в 1898г., главные качества Метатрона, описывающиеся в еврейской литературе:

«Метатрон является ближайшей личностью к Богу и служит ему; с одной стороны он
посланник и уверен в себе, с другой стороны – представитель Израиля перед Богом.
Метатрон также известен как Сар ѓа-Паним, «Князь Лика» или просто «Князь», и
восседает в самых сокровенных покоях Бога («пеним»). Числовое значение имени
«Метатрон» то же, что и у «Шаддай» - «Всемогущий». Следовательно, он посланник
Всемогущего»… Кляйн также подробно говорит о причинах того, почему в иудаизме Метатрон часто отождествляется с греческим Логосом λογος («слово»). Он демонстрирует пять таких примеров в Талмуде: «1. Метатрон, 2. Слово Господа - Мимра или Логос, 3. Присутствие Божественной славы - Шхина, 4. Божий Дух Святой - Руах ѓа-кодеш и 5. Голос с небес - Бат коль, дословно «дочь голоса».
Прежде всего Метатрон выступает в роли ходатая… Только Метатрон, защитник Израиля, может приблизиться к престолу Бога, скрепляя печатью добрые дела Израиля…
Наиболее важные точки соприкосновения с этим таинственным именем, созданные раввинами, это «ангел завета» и «ангел Господень». В 6 главе книги Судей рассказывается о том, как ангел Господень явился Гедеону. Мы читаем, что «Господь, воззрев на него, сказал» и «и сказал ему Господь». Раввины отождествляют ангела с «Господом». Гедеон восклицает: «Увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу!» (стихи 14, 16 и 22). Но что, по мнению раввинов, столь необычно в этом ангеле Господне? Когда Раши, известнейший раввин средневековья, рассматривал этот отрывок, он сослался на слова в Исходе 23:20-21: ≪Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути... блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, … ибо имя Мое в Нем≫. Раши предполагает, что слова в конце стиха ≪имя мое в нем≫ означают ≪Он и я – мы носим одно имя≫. Он продолжает: ≪И наши раввины говорили, что это Метатрон, чье имя такое же, как имя Господа≫. Он также добавляет, что числовое значение имени «Метатрон» соответствует гематрии слова «Шаддай» - «Всемогущий».

http://www.ristosantala.com/rsla/midr_rus.pdf
Если смотреть на ту же икону гостеприимства Авраама (так наз. «Ветхозаветную Троицу»), то можно заметить, что Лица Троицы, изображённые в виде ликов ангелов, неотличимы друг от друга. Это образ Троицы до пришествия в мир Сына, Спасителя мира.

Но именно Сын в воплощении стал видимым Человеком, Которого мы только и можем изображать, тогда как личные образы Отца и Духа остаются сокрытыми и непроявленными (не считая явления Духа в виде белоснежной голубки, символизирующей небесную чистоту, при Крещении Иисуса на Иордане, или же сошествия Духа в виде огненных языков пламени на апостолов в Пятидесятницу, когда, вспоминая это событие, Церковь приурочила к нему праздник Святой Троицы). Между тем, в позднейшей иконографии и живописи, распространившейся на Западе и позаимствованной в России, начиная с XV века, Святую Троицу нередко стали изображать не совсем удачным способом: Отца в виде седобородого старца, рядом с Ним Иисуса Христа и Духа в виде голубя.

Эту иконографию нельзя считать канонической: изображение Бога Отца всегда исключалось и у древних евреев в ветхозаветные времена, и в первое тысячелетие христианской истории. Ведь «Бога не видел никто никогда», и только лишь «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18).
Суть откровения Нового Завета в том, что «Бог есть любовь» (1-е послание Иоанна 4:8). Любовь, как и любое разумное бытие в своей основе, предполагает отношение и общение. Идеальный способ общения в любви как раз и явлен в Святой Троице! И по этому образу все верующие в Бога призваны любить друг друга. «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога… В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1-е Иоанна 4:7-9).

Впрочем, периодически могут возникать следующие вопросы: если у Троицы три ипостаси, но мы остаёмся в рамках единобожия, это значит Бог один в трех лицах-ипостасях, но тогда личность всё-таки одна.
Но из повествований и Евангелий, и позднейших богословских рассуждений создаётся вполне обоснованное впечатление, что личности три.
А это значит, что Бога тоже три!
И здесь сознание ставится перед следующим парадоксом.
Бог неизреченен, непостижим, необъятен. Но поскольку человеческое сознание эти не может вполне удовлетвориться, то предлагаются разные формулировки, с разных сторон описывающие Бога в противоречивых терминах. Воплощение Бога показывает, что Он не строго "неизменяем" - Он может стать тем, кем Он еще не был! Поэтому Христос и Отец предстают перед нами как две самостоятельные личности. Причем Христос, умалившись, не обладает полнотой всеведения и другими сверх-качествами, взятыми в абсолюте ("Отец Мой Более Меня", "О дне том и часе никто не знает, ни ангелы, ни Сын, но только Отец" и т.д.). С другой же стороны, Иисус Отцу равен. Точно так же Бог не строго "всемогущ", как и "неизменяем". И точно так же Он не строго "един"! Троичность - это "по ту сторону" единства и множественности. Арифметика тут не применима. В общем, откровение Нового Завета возводит на новую ступень в понимании непостижимости Бога, в нашем случае не строго единого, но и не множественного (в Нем сосуществует и то, и другое начало). Митр. Иоанн Зизиулас также писал, что "бытие есть общение". Разумное бытие, тем более Бога, уже тем самым несет в себе общение, которое реализуется в Троице (Бог есть любовь в общении).

В общем, а кто нам обещал легкую жизнь с Богом?..
Tags: богослужение, высокое богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments