pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Игум. Петр Мещеринов об "аскетике синергии" и "аскетике веры"

Автор заметки РАСЦЕРКОВЛЕНИЕ: ПРОТЕСТАНТИЗМ И ПРАВОСЛАВИЕ пишет:
""Занятия переводами текстов Баха вывели меня на протестантскую мистику. Ранний Лютер, Швенкфельд, Вайгель, Иоганн Арндт со своей великой книгой "Об истинном христианстве", пиетисты, последний из которых Герхард Терстеген - вот круг этих мистиков. Сейчас я читаю трактат "Об очищении души" кальвиниста Пьера Пуаре (1646 - 1719), труды которого оказали решающее влияние на Терстегена.

Пуаре пишет о двух очищениях души - деятельном и "приимательном" ("страдательном", в смысле "страдательного залога"). Деятельное очищение заключается в следующем: христианин ограждает свою жизнь от каких бы то ни было излишеств и всеми доступными ему силами хранит себя от совершения греха делом (архим. Софроний Сахаров хорошо говорил об этом). Цель деятельного очищения - посредством вышеуказанного приготовить в душе место для действия Божия, предоставить Ему эту возможность, полностью предать себя Богу. И этим сфера деятельного очищения исчерпывается, эта внешняя подготовка заканчивается. Дальше наступает главное - "приимательное" очищение, когда в душу приходит свет веры, Христово действие, и уже оно само, Святым Духом, правит человеком, очищает его от греха, наставляет его на всякую истину и приумножает в нём благодать Божию. Священное Писание и Таинства здесь - "подпорки" этого процесса, средства для поддержания и укрепления веры.

Мы видим здесь две аскетики - "аскетику синергии" и "аскетику веры". Первая - необходимое условие для второй; но именно условие, весьма ограниченное в своей сфере: по силам приуготовить себя к тому, чтобы во мне действовал Бог. Вторая - "аскетика веры" - уже само это действие Божие в душе.

Сравним с Православием. По сути, в учении, никакого различия здесь нет: в своей духовной деятельности христианин "деянием" подготовляет себя к "созерцанию". Но это в учении; а на практике разница очень велика.

Во-первых, внешняя "аскетика синергии" чрезвычайно расширила у нас свою сферу. Это лишь в малой степени ограждение себя от греха, и уж совсем не уготовление места для действия Божия в себе, а перенос средств для этого в категорию целей. Поэтому внешняя духовная деятельность у нас - это гастрономические посты, хождения на службы, поклоны, особые подвиги и проч., и проч.

Во-вторых, о втором круге, о второй сфере духовной жизни, об "аскетике веры", у нас речи нет. Мы почитаем проявление и плоды этой сферы у великих святых, скажем, у препп. Симеона Нового Богослова или Серафима Саровского, но сами туда - ни-ни. Свт. Игнатий всем нам объяснил: это страшная прелесть, стремиться к высоким духовным состояниям ни в коем случае нельзя. Нужно только каяться, каяться и каяться.

Каяться, несомненно, нужно. Но плодом гипертрофизации такого подхода является то, что в Православии христиан, знающих, что такое "аскетика веры", единицы, и сама "аскетика веры" (не употребляя этого названия) почитается верхом духовного совершенства, уделом единиц, иже во святых; а в раннем протестантизме это было возвещено для всех, и с этого христиане начинали своё духовное движение (к Терстегену, последнему великому западноевропейскому мистику, "завершителю" пиетизма, который ярче всего формулировал это учение, тысячами стекались простые люди - и официальная его Церковь, с которой он находился в очень непростых отношениях, одобряла его душепопечительскую деятельность, а не препятствовала ей). И именно здесь и возникает упомянутая мною выше проблема расцерковления: наша церковная педагогика не только не предлагает для дальнейшего роста христиан "аскетику веры", но и не знает, что это такое, и при этом клеймит эту сферу духовной жизни как "неправославие" и "прелесть". Если же нет "аскетики веры", то вне её контекста обессмысливается "аскетика синергии" - и она и превращается в тот замкнутый круг, по которому Церковь велит ходить и ходить, ходить и ходить христианину; а то реальное обстоятельство, что он давно уже из этого круга вырос, что ему объективно нужен следующий этап, объявляется прелестью, гордостью, модернизмом и т.п.

Но здесь возникает вот какой вопрос. Я всё это пишу не с целью что-то осудить или "поддеть" св. православие, это всё очень серьёзно на самом деле. Ведь не на голом же месте возникает недоверие и опасение к "аскетике веры", а на том вполне реальном основании, что над верой-то мы не властны, она не от нас, Божий дар (Еф. 2, 8). Лучше поэтому - по мнению наличной нашей церковной педагогики - иметь синицу в руке, хоть чем-то заполнять свою душу и "время странствования нашего" (1 Петр. 1, 17) - постами, поклонами, службами etc., чем неведомого журавля в небе: входить на это непонятное, без каких бы то ни было гарантий, минное поле - веру. Бога ведь мы не можем никак понудить, хоть обпостись и обкланяйся, обысповедуйся и обпричащайся. Даст такую вот деятельную веру - слава Ему; а что, если не даст? так лучше хотя бы поститься. И это рассуждение вполне практичное и имеющее право на существование.

Но всё дело в том, что "аскетику веры" нужно возвещать, и сюда устремлять все силы души. Именно здесь - обетование Евангелия: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф. 7, 7-8) (кстати, именно так об испрашивании и взыскании веры писал в своём "Начертании христианского нравоучения" св. Феофан Затворник). И именно здесь, на мой взгляд - главная наша болевая точка. Православные христиане сейчас напряжённо размышляют: что с нашей Церковью? где корень проблем? в не-общинности, в не-евхаристичности, в сервилизме, в нашей истории, в личных качествах того или иного церковного деятеля, в том, в сём... Я вот считаю, что корень проблем здесь - в пастырской сфере. Нам ничего не известно о действии веры Христовой, живая личная вера как внутреннее действие Св. Духа в душе (подчеркну: живая вера личности, а не теоретическая вера общности) не возвещается, не проповедуется, на неё не направлены все силы души христианина. Ну а раз так, то дальше Евангелие действует автоматически: у людей отнимается и то, что они имеют - человечность, нравственное чувство, порядочность, здравомыслие, и даже элементарные внешние вещи: вежливость и проч.; на выметенное и убранное место приходят семь злейших духов, и так далее, и тому подобное. К тому же православные приучены что-то всё время делать: ведь недаром же основа православия - это "аскетика синергии". Но коль скоро она не приводит к "аскетике веры", то машинка начинает крутиться вхолостую: в Церкви что-то делается, и супер-активно делается... и правила читаются, посты постятся, длинные службы служатся, внешняя жизнь всё больше и больше оправославливается... а по плодам познаётся... как бы это помягче сказать... что-то не то. Именно вот с "единым на потребу" что-то не то...

Так что опыт раннего протестантизма представляется мне весьма актуальным. Предлагаю задуматься над всем этим вместе.

Православные христиане сейчас напряжённо размышляют: что с нашей Церковью? где корень проблем? в не-общинности, в не-евхаристичности, в сервилизме, в нашей истории, в личных качествах того или иного церковного деятеля, в том, в сём... Я вот считаю, что корень проблем здесь - в пастырской сфере. Нам ничего не известно о действии веры Христовой, живая личная вера как внутреннее действие Св. Духа в душе (подчеркну: живая вера личности, а не теоретическая вера общности) не возвещается, не проповедуется, на неё не направлены все силы души христианина. Ну а раз так, то дальше Евангелие действует автоматически: у людей отнимается и то, что они имеют - человечность, нравственное чувство, порядочность, здравомыслие, и даже элементарные внешние вещи: вежливость и проч.; на выметенное и убранное место приходят семь злейших духов, и так далее, и тому подобное. К тому же православные приучены что-то всё время делать: ведь недаром же основа православия - это "аскетика синергии". Но коль скоро она не приводит к "аскетике веры", то машинка начинает крутиться вхолостую: в Церкви что-то делается, и супер-активно делается... и правила читаются, посты постятся, длинные службы служатся, внешняя жизнь всё больше и больше оправославливается... а по плодам познаётся... как бы это помягче сказать... что-то не то. Именно вот с "единым на потребу" что-то не то...""


После этой публикации, конечно же, непременно появлялись комментарии типа:
"А почему вы до сих пор игумен Русской Православной Церкви" и т.д. и т.п. У таких вопрошающих, в свою очередь, хочется спросить: вы что, забыли элементарную и для всех времен здравую рекомендацию апостола Павла: "Всё испытывайте, хорошего держитесь"!?
Или что, название православных уже само по себе, автоматически предполагает, что у других нам учиться нечему? Если так многие действительно думают, то вот и плоды налицо. И весь ХХ век, включая 1917 год и последующие события. Бог многих из нас смиряет, "бьёт" за нашу "православную" гордыню, но Россия прям как древний Израиль...
Конечно, можно какие-то мысли и оспорить. К примеру, не привел ли неизбежно ранний протестантизм к тому самому позднему протестантизму, о котором же сам о. Петр отметил, что "Что касается современного протестантизма - то он отличается от старого, которым я занимаюсь, очень существенно. Старый протестантизм, пожалуй, только в университетах ещё и остался, как предмет изучения (((".
В то же время можно поставить симметрично подобный же вопрос и к нашей церковности: а не содержал ли византизм средних веков какие-то нежелательные и нездоровые элементы в самом себе, которые русские с давних пор некритически переняли и довели до абсурда? Что привело к массовому помрачению в начале ХХ века, а сейчас, кажется, возвращает на очередной виток спирали? Да и патрология в наших православных вузах тоже остаётся тем же "предметом изучения", как и старый протестантизм на Западе. Многие ли из тех, кто твердит, как мантру, о верности святоотеческому преданию, по-настоящему его знает, в том числе и о разных подходах внутри этого самого предания?
Tags: высокое богословие, жизнь церковная, история, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments