pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Дискуссия о церковных СМИ и их авторах: чем их наполнять и как привлекать новых пишущих?

В блоге свящ. Святослава Шевченко.
Выношу оттуда некоторые комментарии.

barbazan
May. 20th, 2015 08:16 pm (UTC)
Для начала нужно перестать бояться, что кто-то что-то скажет несогласное с мнением правящего архиерея. Или просто скажет что-то своё, а не выверенное до запятой благостное славословие очередному визиту "нашего дорогого владыки в н-ский приход".
А то сейчас какую церковную газету, сайт, журнал не открой, а там эдакая газета "Правда" эпохи Брежнева-Андропова. "...посетил, освятил, благословил, ему сослужили, наградил..." - всё, в Церкви проблем нет, всё благостно, спасительно, благодатно.
И почему это 17-й год случился?! Почему это люди ломанулись храмы рушить и иконы жечь - не знаем! Само собой как-то так вышло, мы не причём.
Новых авторов найти не трудно.Трудно их убедить в том, что их не накажут за написанное.

ierey_alexandr
May. 21st, 2015 07:34 pm (UTC)
Ню... с одной стороны их главная задача - официальная документация и информация. С другой, владыки призывают - сообщать, писать и т.д. о событиях на приходах. С третьей - писать никто не хочет/умеет (точнее мало). С четвертой... а что все таки нужно писать? Жанры, проблематика?

barbazan
May. 22nd, 2015 05:57 am (UTC)
ОЙ-ли?! Ой-ли отче честный?! Ой лукавите отче... Ой лукавите. Не сознательно может быть...
Где это, простите, сказано, что их главная задача - официальная документация и информация. Для этих целей есть "епархиальные вестники". Но сайты-то?!
Уж там-то (по причине отсутствия необходимости печатать тираж на мелованной бумаге) можно было бы контент не ограничивать только указами владыки об очередном перемещении очередного имярека на одиннадцатый за год приход.

И писать умеют и люди есть.
Владыки призывают?
А потом приносят гранки - и поехал имярек на приход в Верхние Левые Пупки, где полторы бабушки да волки в огороде приходского дома нору вырыли и живут.
Вот и пишут про "очередной визит и очередное награждение".
Да вы меня вообще удивляете, если честно.
Ощущение полной вашей оторванности от действительности.
Жанры вам подавай, проблематику...
Может начнём с финансовой? Или может разгонами крепких приходов в связи с образованием новых епархий? Или может примерами авторитарных и несправедливых решений по отношению к священникам?
Может гомосексуализмом в семинариях?
Или оставим и будем печатать про пчёлок и цветочки и ждать очередного 17-го года?

И его же другие мысли из последующих реплик:

Меня всегда очень интересовал вопрос того, почему Русская Православная Церковь испила такую страшную чашу страданий в 20-м веке, сделала ли она какие-то выводы из факта массового отступления формально православных и такого же факта массового безумства безбожных лет.
Я пытался докопаться до причин всего этого. И знаете, я пришёл к выводу, что церковь как сообщество людей сама во многом виновата в произошедшем. И в том числе и тем, что напрочь отсутствовал свобода дискуссий, свобода разных мнений на одни и те же проблемы.
Я говорю не о той свободе говорить, что вздумается или о том безумном кликушестве, что присущ либералам, которым о чём бы не поговорить, лишь бы обвинить или облить грязью.
И я таки надеюсь, что вы всё-таки попытаетесь вникнуть в сказанное мною.
Поверьте, не я один так думаю.
Я не покушаюсь ни на власть иерархии и не за свободу делать и говорить, что вздумается. Я лишь призываю решиться доверять мирянам в Церкви, не шарахаться от дискуссий и главное не замалчивать проблем.
Не бойтесь, что давая мирянам чуточку больше возможности участвовать в жизни Церкви, мы получим какие-то революции в Церкви.
Революции как раз случаются тогда, когда происходит обратное.
(...)
Лукавство нынешней политики Церкви состоит в том, что налицо попытка услужить и вашим и нашим.
И властям угодить и прихода (а значит дохода) не лишиться.
Этот посыл не священникам, стоящим ежедневно у алтаря и никак эту политику не проводящим.
Им-то и рта раскрыть не дадут (один раскрыл было - чем кончилось?...).
Я имею ввиду позицию верховной власти в Церкви.
При том доходе, что получают епархии, столь ничтожна отдача. Люди в управлениях получают мизерные зарплаты, инициатива подавляется (в лучшем случае не приветствуется).
Судя по официальным СМИ епархий в них трудится только архиерей и те несколько приближённых к ним лиц.
И, опять же, судя по официальным СМИ, в епархиях царит сплошное благорастворение воздухов.
Никаких проблем!
Только почему-то случаются скандалы, что начинают вылезать на общецерковный уровень.
Когда всё это доходит до нецерковных - в извращённом, карикатурном виде.
И вот тут-то всё и начинается. Имя Церкви полощется, верующие представляются некими больными на голову или вовсе преступниками.

Внутри Церкви нет диалога. От слова совсем. Ни в церковных СМИ, ни в общинах, ни на епархиальном уровне.
И от этого все проблемы.
И никак роль и место прихожан в Церкви не обозначено. Вообще никак. Даже в Уставе они лишь мимоходом поминаются.
А вы хотите новых авторов в церковные СМИ. Что они там будут делать?
Кропать статьи на тему "такого-то наш горячо любимый архиерей посетил такой-то приход, отслужил такую-то службу и наградил такого-то протоиерея". Меняйте даты и можно из года в год печатать одни и те же статьи.
И этим наполнены все церковные СМИ (от официального патриархии до приходских).

Или вы действительно думаете, что можно написать критическую статью на тему разгрома самых крепких приходов в связи с назначениями новых архиереев на новые епархии?
(...)
Главное - как убедить людей писать, не оглядываясь на каждый чих, вздох, взгляд официозности.
Как убедить, что писать можно без постоянного пресса наказания?
Что не нужно бегать за благословением на каждую запятую в тексте.
И как убедить правящих, что есть мнения, отличные от их мнения и что эти мнения не "сразу и однозначно ересь"?!
Как убедить людей, что и их мнение что-то значит для Церкви.
Или не значит ничего?
И есть только Церковь учащая и Церковь учимая?
Почему Церковь так боится своих прихожан?
(...)
Или в Церкви критика автоматически может быть только злой и лживой и иной просто не существует?
Или уже у нас филиал Рима с его непогрешимостью?
Меня иной раз посещает такая мысль. Только если в Риме один папа, то у нас их кажется по количеству епархий.
И не надо, прошу, утрировать про разных Мариванн.
В Церкви удушена любая критика и любая дискуссия. И это факт.
Прихожан (мирян) в Церкви тоже нет. Их место никак не обозначено и никак не определено. У них нет никакой ответственности и тем более никаких прав.
Они только могут и должны деньги сдавать да массово одобрять все принятые без их участия решения.
А вам подавай новых авторов, жанры, проблематику...
Попытались бы что ли услышать и вникнуть в сказанное мною. Без автоматического обвинения меня в попытках кого-то свергнуть или подвергнуть сомнению власть иерархии... А также без обвинения в пустом критиканстве, злобе и лжи.
(...)
Кстати, даже аккаунты многие неанонимные священники поудаляли и теперь стараются не светить свои имена в соцсетях.
Если ещё пару лет назад можно было найти что-то и пообщаться, то сейчас неанонимных осталось два только блога, где ещё хоть что-то правдивое прочитать можно, задать вопрос и получить ответ.

Остальных вычислили и внушение сделали. В результате имеем то, что сказано выше.
(...)
И вообще вопрос поставлен неправильно.

И на любительской активности можно далеко уехать.
Не было бы постоянных окриков преосвященных на каждую не там поставленную запятую, на чуть не так расставленные акценты!
Под маской необходимости благословения на всё и вся, люди отучились проявлять хоть какую-то инициативу, хоть какую-то самостоятельность.
Похоже, что в нашей Церкви эти два слова могут принадлежать лишь трёмстам пятидесяти архиереям.
А шаг влево, шаг вправо - попытка к бегству, а прыжок на месте - провокация.

А вопросы ставок, гонораров адресуйте правящим владыкам.
Деньги в Церкви есть. И немалые. Но мне, хоть убейте, не понятно, на что они тратятся.
Зарплаты в управлениях смешны и несерьёзны.
Самые работающие отделы - самые нищие люди.

И последний комментарий от уважаемого прот. Александра:

rebrik
May. 23rd, 2015 03:27 am (UTC)
Я вчера листал архивные "Донские епархиальные ведомости" за 1869 год. Расписание грядущих архиерейских визитов в наличии присутствия, официальная хроника включает себя лишь события и постановления значимые для всей Церкви или конкретные (с расшифровкой и подробностями) епархиальные новости. Это лишь малая часть.
Основное: конкретные финансовые отчеты и материалы "с мест", причем авторство местное, то бишь "оригинальное".
Нестроения и прочие "скандалоны" разбираются в открытую, с фамилиями и изложением разных позиций.
Проповеди и поучения со всей архаичностью по дню нынешнему тоже конкретны и образны.

Ничего не скрывается, даже конфликты на уровне приходов и благочиний всесторонне освещаются, причем авторство разное.

И все это с наличием росписи и печати цензора.
Особо удивили материалы о духовных школах: конкретные фамилии, обсуждение вакансий, упущения и достижения преподавателей и воспитанников и, самое главное, подробнейший отчет о том, сколько поступило и сколько потрачено денег.
Что-то не припомню я подобного ни в ЖМП, ни в печатных епархиальных изданиях, ни на сайтах...

И если по теме отца Святослава, то в каждом номере новые фамилии авторов.
И это официальное издание!
Tags: полемика, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments