pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Дискуссия о церковных СМИ и их авторах: чем их наполнять и как привлекать новых пишущих?

В блоге свящ. Святослава Шевченко.
Выношу оттуда некоторые комментарии.

barbazan
May. 20th, 2015 08:16 pm (UTC)
Для начала нужно перестать бояться, что кто-то что-то скажет несогласное с мнением правящего архиерея. Или просто скажет что-то своё, а не выверенное до запятой благостное славословие очередному визиту "нашего дорогого владыки в н-ский приход".
А то сейчас какую церковную газету, сайт, журнал не открой, а там эдакая газета "Правда" эпохи Брежнева-Андропова. "...посетил, освятил, благословил, ему сослужили, наградил..." - всё, в Церкви проблем нет, всё благостно, спасительно, благодатно.
И почему это 17-й год случился?! Почему это люди ломанулись храмы рушить и иконы жечь - не знаем! Само собой как-то так вышло, мы не причём.
Новых авторов найти не трудно.Трудно их убедить в том, что их не накажут за написанное.

ierey_alexandr
May. 21st, 2015 07:34 pm (UTC)
Ню... с одной стороны их главная задача - официальная документация и информация. С другой, владыки призывают - сообщать, писать и т.д. о событиях на приходах. С третьей - писать никто не хочет/умеет (точнее мало). С четвертой... а что все таки нужно писать? Жанры, проблематика?

barbazan
May. 22nd, 2015 05:57 am (UTC)
ОЙ-ли?! Ой-ли отче честный?! Ой лукавите отче... Ой лукавите. Не сознательно может быть...
Где это, простите, сказано, что их главная задача - официальная документация и информация. Для этих целей есть "епархиальные вестники". Но сайты-то?!
Уж там-то (по причине отсутствия необходимости печатать тираж на мелованной бумаге) можно было бы контент не ограничивать только указами владыки об очередном перемещении очередного имярека на одиннадцатый за год приход.

И писать умеют и люди есть.
Владыки призывают?
А потом приносят гранки - и поехал имярек на приход в Верхние Левые Пупки, где полторы бабушки да волки в огороде приходского дома нору вырыли и живут.
Вот и пишут про "очередной визит и очередное награждение".
Да вы меня вообще удивляете, если честно.
Ощущение полной вашей оторванности от действительности.
Жанры вам подавай, проблематику...
Может начнём с финансовой? Или может разгонами крепких приходов в связи с образованием новых епархий? Или может примерами авторитарных и несправедливых решений по отношению к священникам?
Может гомосексуализмом в семинариях?
Или оставим и будем печатать про пчёлок и цветочки и ждать очередного 17-го года?

И его же другие мысли из последующих реплик:

Меня всегда очень интересовал вопрос того, почему Русская Православная Церковь испила такую страшную чашу страданий в 20-м веке, сделала ли она какие-то выводы из факта массового отступления формально православных и такого же факта массового безумства безбожных лет.
Я пытался докопаться до причин всего этого. И знаете, я пришёл к выводу, что церковь как сообщество людей сама во многом виновата в произошедшем. И в том числе и тем, что напрочь отсутствовал свобода дискуссий, свобода разных мнений на одни и те же проблемы.
Я говорю не о той свободе говорить, что вздумается или о том безумном кликушестве, что присущ либералам, которым о чём бы не поговорить, лишь бы обвинить или облить грязью.
И я таки надеюсь, что вы всё-таки попытаетесь вникнуть в сказанное мною.
Поверьте, не я один так думаю.
Я не покушаюсь ни на власть иерархии и не за свободу делать и говорить, что вздумается. Я лишь призываю решиться доверять мирянам в Церкви, не шарахаться от дискуссий и главное не замалчивать проблем.
Не бойтесь, что давая мирянам чуточку больше возможности участвовать в жизни Церкви, мы получим какие-то революции в Церкви.
Революции как раз случаются тогда, когда происходит обратное.
(...)
Лукавство нынешней политики Церкви состоит в том, что налицо попытка услужить и вашим и нашим.
И властям угодить и прихода (а значит дохода) не лишиться.
Этот посыл не священникам, стоящим ежедневно у алтаря и никак эту политику не проводящим.
Им-то и рта раскрыть не дадут (один раскрыл было - чем кончилось?...).
Я имею ввиду позицию верховной власти в Церкви.
При том доходе, что получают епархии, столь ничтожна отдача. Люди в управлениях получают мизерные зарплаты, инициатива подавляется (в лучшем случае не приветствуется).
Судя по официальным СМИ епархий в них трудится только архиерей и те несколько приближённых к ним лиц.
И, опять же, судя по официальным СМИ, в епархиях царит сплошное благорастворение воздухов.
Никаких проблем!
Только почему-то случаются скандалы, что начинают вылезать на общецерковный уровень.
Когда всё это доходит до нецерковных - в извращённом, карикатурном виде.
И вот тут-то всё и начинается. Имя Церкви полощется, верующие представляются некими больными на голову или вовсе преступниками.

Внутри Церкви нет диалога. От слова совсем. Ни в церковных СМИ, ни в общинах, ни на епархиальном уровне.
И от этого все проблемы.
И никак роль и место прихожан в Церкви не обозначено. Вообще никак. Даже в Уставе они лишь мимоходом поминаются.
А вы хотите новых авторов в церковные СМИ. Что они там будут делать?
Кропать статьи на тему "такого-то наш горячо любимый архиерей посетил такой-то приход, отслужил такую-то службу и наградил такого-то протоиерея". Меняйте даты и можно из года в год печатать одни и те же статьи.
И этим наполнены все церковные СМИ (от официального патриархии до приходских).

Или вы действительно думаете, что можно написать критическую статью на тему разгрома самых крепких приходов в связи с назначениями новых архиереев на новые епархии?
(...)
Главное - как убедить людей писать, не оглядываясь на каждый чих, вздох, взгляд официозности.
Как убедить, что писать можно без постоянного пресса наказания?
Что не нужно бегать за благословением на каждую запятую в тексте.
И как убедить правящих, что есть мнения, отличные от их мнения и что эти мнения не "сразу и однозначно ересь"?!
Как убедить людей, что и их мнение что-то значит для Церкви.
Или не значит ничего?
И есть только Церковь учащая и Церковь учимая?
Почему Церковь так боится своих прихожан?
(...)
Или в Церкви критика автоматически может быть только злой и лживой и иной просто не существует?
Или уже у нас филиал Рима с его непогрешимостью?
Меня иной раз посещает такая мысль. Только если в Риме один папа, то у нас их кажется по количеству епархий.
И не надо, прошу, утрировать про разных Мариванн.
В Церкви удушена любая критика и любая дискуссия. И это факт.
Прихожан (мирян) в Церкви тоже нет. Их место никак не обозначено и никак не определено. У них нет никакой ответственности и тем более никаких прав.
Они только могут и должны деньги сдавать да массово одобрять все принятые без их участия решения.
А вам подавай новых авторов, жанры, проблематику...
Попытались бы что ли услышать и вникнуть в сказанное мною. Без автоматического обвинения меня в попытках кого-то свергнуть или подвергнуть сомнению власть иерархии... А также без обвинения в пустом критиканстве, злобе и лжи.
(...)
Кстати, даже аккаунты многие неанонимные священники поудаляли и теперь стараются не светить свои имена в соцсетях.
Если ещё пару лет назад можно было найти что-то и пообщаться, то сейчас неанонимных осталось два только блога, где ещё хоть что-то правдивое прочитать можно, задать вопрос и получить ответ.

Остальных вычислили и внушение сделали. В результате имеем то, что сказано выше.
(...)
И вообще вопрос поставлен неправильно.

И на любительской активности можно далеко уехать.
Не было бы постоянных окриков преосвященных на каждую не там поставленную запятую, на чуть не так расставленные акценты!
Под маской необходимости благословения на всё и вся, люди отучились проявлять хоть какую-то инициативу, хоть какую-то самостоятельность.
Похоже, что в нашей Церкви эти два слова могут принадлежать лишь трёмстам пятидесяти архиереям.
А шаг влево, шаг вправо - попытка к бегству, а прыжок на месте - провокация.

А вопросы ставок, гонораров адресуйте правящим владыкам.
Деньги в Церкви есть. И немалые. Но мне, хоть убейте, не понятно, на что они тратятся.
Зарплаты в управлениях смешны и несерьёзны.
Самые работающие отделы - самые нищие люди.

И последний комментарий от уважаемого прот. Александра:

rebrik
May. 23rd, 2015 03:27 am (UTC)
Я вчера листал архивные "Донские епархиальные ведомости" за 1869 год. Расписание грядущих архиерейских визитов в наличии присутствия, официальная хроника включает себя лишь события и постановления значимые для всей Церкви или конкретные (с расшифровкой и подробностями) епархиальные новости. Это лишь малая часть.
Основное: конкретные финансовые отчеты и материалы "с мест", причем авторство местное, то бишь "оригинальное".
Нестроения и прочие "скандалоны" разбираются в открытую, с фамилиями и изложением разных позиций.
Проповеди и поучения со всей архаичностью по дню нынешнему тоже конкретны и образны.

Ничего не скрывается, даже конфликты на уровне приходов и благочиний всесторонне освещаются, причем авторство разное.

И все это с наличием росписи и печати цензора.
Особо удивили материалы о духовных школах: конкретные фамилии, обсуждение вакансий, упущения и достижения преподавателей и воспитанников и, самое главное, подробнейший отчет о том, сколько поступило и сколько потрачено денег.
Что-то не припомню я подобного ни в ЖМП, ни в печатных епархиальных изданиях, ни на сайтах...

И если по теме отца Святослава, то в каждом номере новые фамилии авторов.
И это официальное издание!
Tags: полемика, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments