pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Восхожу к Отцу Моему..." (Ин. 20, 17)

«…И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20), «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)… К этим фразам многие привыкли. Что они означают на самом деле, если ещё учесть, что последняя книга Нового Завета оканчивается словами «ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20), то есть, Его следующее пришествие только ожидается?

По замечанию свят. Иоанна Златоуста, «Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу» (Беседа 90 на Матфея евангелиста, 2). То есть эти слова имели в виду дальнейшую перспективу Церкви. Для восполнения Своего видимого отсутствия Иисус обещал послать Духа-Утешителя: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…» (Ин. 16, 7).
Утешитель, или Ходатай (другой смысл слова «Параклитос») продолжит дело Христа, начатое на Земле, через избранных учеников: «И грядущее возвестит вам» (Ин. 16, 13).
Уместно вспомнить и слова апостола Павла: «Если мы и знали Христа по плоти, то теперь уже не знаем» (2 Кор. 5, 16).

Присутствие Христа в Евхаристии – это как раз очередное незнание Христа по плоти и небольшое, частичное знание в Духе (здесь всё отчасти: «отчасти знаем и отчасти пророчествуем» - 1 Кор. 13, 9). В литургии Он с нами, но – вознёсшийся. Общение с Ним – всё-таки не прямое, как с окружающими нас видимыми личностями, а опосредованное, как, собственно, и с Самим Богом-Троицей. К прямому общению ни каждый из нас, за редкими исключениями, ни всё человечество в целом, ещё не готовы. Прямое и личное общение предполагает либо суд, последний и окончательный, либо окончательное же прославление каждого из нас. По нашей неготовности Иисус щадит всех от этого. История зачем-то продолжается, и будущие поколения христиан как-то должны придти в большую меру возраста во Христе и совершенства, не без нас и не без наших предков достигнув этой большей меры. Как и мы сами, соответственно, не без будущих поколений её достигнем (см. Евр. 11, 40).

Как замечает Том Райт, «вознесение говорит нам об Иисусе, который остается человеком в настоящем смысле этого слова, а потому отсутствует, хотя в каком-то смысле также присутствует среди нас. И здесь как Святой Дух, так и таинства обретают великую значимость, потому что именно через них Иисус претворяет свое присутствие. Нередко в церкви чрезмерно подчеркивается присутствие Иисуса, что мешает понять, что Он одновременно отсутствует, а потому люди задаются вопросом: «И это все, что у нас есть?» На что можно ответить: нет, не все. Кроме Его присутствия есть кое-что еще: господство Иисуса; тот факт, что во главе мира уже стоит человек; Его ходатайство за нас. Это превосходит наше ощущение Его присутствия, ибо, разумеется, слишком сильна зависимость такого ощущения от наших настроений и внешних обстоятельств»*

Рассказ о вознесении Христа даётся только у Луки, как в его евангелии, так и в первых строках другой им написанной книги, Деяний апостолов. Между тем, Лука – далеко не самый близкий человек, знавший Иисуса при жизни, если вообще Его знавший (краткое упоминание о вознесении у Марка входит в эпилог 16: 9-20, добавленный позднее и явно позаимствованный у Луки**)! В отличие от Матфея и Иоанна, других авторов евангелий и очевидных свидетелей земной жизни Христа. Но ни у Матфея, ни у Иоанна не делается специального акцента на вознесение Христа на глазах учеников. Вероятно, мы имеем здесь дело с разными вариантами развития раннего богословия о Воскресении Иисуса, с разными богословскими традициями уже в первые годы и десятилетия существования народившейся Церкви. И сам термин «вознесение» отражает скорее дальнейшее осмысливание того состояния славы, в которое Иисус вошёл после страданий. Надо отметить, что понятие вознесения, или восхождения (взятия) на небеса – по-гречески ανάληψις – было распространено как в иудейской среде (вспомним про вознесение пророка Илии – см. 4 Цар. 2, 11 - или апокрифы о вознесении Еноха или Моисея), так и в языческой, среди греков и римлян. Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» упоминает, что после сожжения тела императора Августа нашёлся человек в преторском звании, который клятвенно утверждал, что видел, как образ сожженного воспарил к небесам. О вознесении Ромула упоминает Плутарх*** . При этом, однако, вознесение на небо у греков или римлян никак не связывалось с воскресением из мёртвых! Возносилась в их представлении бессмертная душа, но никак не тело, поэтому-то апостол Павел, проповедуя в Афинах о воскресении мёртвых, наткнулся на стену непониманий и насмешек (Деян. 17: 18, 32). Быть может, Лука, происходя из эллинской среды, в миссионерских целях пытался сделать своё евангелие более доступным для восприятия читателям из язычников?..

Сорок дней от Воскресения до Вознесения, упоминаемые Лукой в начале книги Деяний (1, 3) – срок, безусловно, символический. Число сорок в Библии всегда означало определенную полноту времени, связанную с испытанием, это число испытания. Сорок дней продолжался всемирный потоп (Быт. 7, 17), сорок дней и ночей Моисей пребывал посреди облака по восхождении на гору Синай (Исх. 24, 18); сорок лет израильский народ был водим по пустыне, прежде чем войти в Землю обетованную (Числ. 14, 34) и, наконец, сорок дней Сам Христос постился в пустыне перед выходом на служение (Мф. 4, 2). Не явились ли в таком случае, по мысли Луки, те сорок дней по Воскресении Христовом периодом своеобразного испытания и подготовки для учеников, перед сошествием на них Святого Духа и облечением силою свыше?.. А период, начавшийся после 40-го дня, в таком случае означал для них, а через них и для всей Церкви в целом, развёртывание всемирной миссии христиан, которая должна продолжиться до следующего пришествия Христова.

Сам термин «Вознесение», таким образом, весьма условный, - ни Матфей, ни Иоанн его не употребляют. Наоборот, можно сказать, что таинственное восхождение к Отцу у Иисуса, которое Лука назвал Вознесением (взятием)**** , состоялось в тот же день Воскресения, и одно немыслимо без другого.

* Том Райт, "Главная тайна Библии". М., Эксмо, 2009, с. 153.
** См.: Эпилог евангелия от Марка. Прот. Александр Мень, Библиологический словарь. М., 2002, т.3, с. 464.
*** Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Август 100, 4. М., Правда, 1991, с. 102. Плутарх. Избранные жизнеописания; Ромул, 27. М., т.1, Правда, 1990, с. 82.
**** По греческому тексту евангелист Иоанн употребляет глагол αναβάινω, «восхожу» (Ин. 20, 17), а Лука в Деян. 1, 2 – αναλαμβάνω в пассивном залоге: ανελήμφθη буквально значит – «был взят».
Tags: богослужение
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments