pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Риск духовной слепоты для православных всех эпох

Болезнь духовной слепоты свойственна людям духовным. Ну или, по крайней мере, претендующим на духовность и стремящимся к ней. Ведь если ничего духовного в человеке нет, то бесполезно говорить о духовной слепоте – можно тогда лишь констатировать факт слепоты тотальной или врождённой. Впрочем, на ком-то из них может быть явлена слава Божия. И тем более, на тех, кто слеп просто физически, но духовно готов раскрыться и возрасти (Ин. 9, 3).
Духовная слепота – качество скорее приобретаемое, причем даже почаще, чем духовное прозрение. И оно обусловливается волей человека, его определенной установкой.

Человек может про себя быть уверенным, что идёт по правильному и даже единственно верному пути. Он может обладать разными знаниями, талантами, недюжинным духовным опытом, быть наставником для сотен разных людей, которые за ним следуют, его слушают, его цитируют и почитают. Но именно для таких людей всегда есть незаметная ловушка, способствующая падению и последующему ослеплению!

Фарисеи в Израиле 2000-летней давности были наиболее духовными людьми, это неоспоримо. Некоторые из них навсегда вошли в мировую историю, и вполне заслуженно. Но именно у них с Иисусом чаще всего возникали конфликты, к примеру, по поводу соблюдения Субботы. В Субботу можно было исцелять людей только под одним исключением – если человеку грозила неминуемая и немедленная смерть. Но ни расслабленному у купели Вифезда, ни слепорожденному, посланному омыться в Силоамской купели, эта смерть не грозила. Достаточно было выждать несколько часов до захода солнца, когда наступал следующий день, и начать исцеления. Иисус же, демонстративно и многократно нарушая это предписание, показывал, что доброе дело в виде помощи ближнему не нужно откладывать ни на минуту, но помочь ему следует немедленно, здесь и теперь. Показывая, как соблюдать не букву, но заповедь о любви.

Конфликт, описанный евангелистом Иоанном в случае исцеления слепорожденного, привел к любопытному результату: бывший слепым физически прозрел не только телесно, но и духовно, исповедовав веру в Иисуса сначала как пророка (Ин. 9, 17), а в итоге как Сына Бога и поклонившись Ему (Ин. 9, 38). Духовные же лидеры Израиля лишь больше ожесточились. Их предвзятость, пренебрежение или презрение («Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он» - Ин. 9, 28) привели их к духовной слепоте. Хотя это были настоящие православные той эпохи!

И среди современных православных нередко встретишь совершенно ту же интонацию: «Не знаем этого, откуда он и чему учит! Не по преданию, не по святым отцам – те были исполнены Духом Святым, а этот что?…» И это еще более-менее корректная формулировка, без навешивания ярлыков. А сколько готовы навесить?

Духовная слепота прямо пропорциональна зазнайству и гордыне. Исцелить от неё может только Сам Бог, но при некотором движении внутри такого православного: может, я в самом деле чего-то не допонимаю?...
«На суд Я пришел в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39). С того, кто не видит изначально, кому не дано хорошего зрения, не может быть и спроса. Но кто видит отлично и при этом демонстративно не замечает, что он не видит или не хочет видеть очевидного, с тех спрос «по полной». «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (9, 41).
Tags: богослужение, жизнь церковная, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments