pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Риск духовной слепоты для православных всех эпох

Болезнь духовной слепоты свойственна людям духовным. Ну или, по крайней мере, претендующим на духовность и стремящимся к ней. Ведь если ничего духовного в человеке нет, то бесполезно говорить о духовной слепоте – можно тогда лишь констатировать факт слепоты тотальной или врождённой. Впрочем, на ком-то из них может быть явлена слава Божия. И тем более, на тех, кто слеп просто физически, но духовно готов раскрыться и возрасти (Ин. 9, 3).
Духовная слепота – качество скорее приобретаемое, причем даже почаще, чем духовное прозрение. И оно обусловливается волей человека, его определенной установкой.

Человек может про себя быть уверенным, что идёт по правильному и даже единственно верному пути. Он может обладать разными знаниями, талантами, недюжинным духовным опытом, быть наставником для сотен разных людей, которые за ним следуют, его слушают, его цитируют и почитают. Но именно для таких людей всегда есть незаметная ловушка, способствующая падению и последующему ослеплению!

Фарисеи в Израиле 2000-летней давности были наиболее духовными людьми, это неоспоримо. Некоторые из них навсегда вошли в мировую историю, и вполне заслуженно. Но именно у них с Иисусом чаще всего возникали конфликты, к примеру, по поводу соблюдения Субботы. В Субботу можно было исцелять людей только под одним исключением – если человеку грозила неминуемая и немедленная смерть. Но ни расслабленному у купели Вифезда, ни слепорожденному, посланному омыться в Силоамской купели, эта смерть не грозила. Достаточно было выждать несколько часов до захода солнца, когда наступал следующий день, и начать исцеления. Иисус же, демонстративно и многократно нарушая это предписание, показывал, что доброе дело в виде помощи ближнему не нужно откладывать ни на минуту, но помочь ему следует немедленно, здесь и теперь. Показывая, как соблюдать не букву, но заповедь о любви.

Конфликт, описанный евангелистом Иоанном в случае исцеления слепорожденного, привел к любопытному результату: бывший слепым физически прозрел не только телесно, но и духовно, исповедовав веру в Иисуса сначала как пророка (Ин. 9, 17), а в итоге как Сына Бога и поклонившись Ему (Ин. 9, 38). Духовные же лидеры Израиля лишь больше ожесточились. Их предвзятость, пренебрежение или презрение («Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он» - Ин. 9, 28) привели их к духовной слепоте. Хотя это были настоящие православные той эпохи!

И среди современных православных нередко встретишь совершенно ту же интонацию: «Не знаем этого, откуда он и чему учит! Не по преданию, не по святым отцам – те были исполнены Духом Святым, а этот что?…» И это еще более-менее корректная формулировка, без навешивания ярлыков. А сколько готовы навесить?

Духовная слепота прямо пропорциональна зазнайству и гордыне. Исцелить от неё может только Сам Бог, но при некотором движении внутри такого православного: может, я в самом деле чего-то не допонимаю?...
«На суд Я пришел в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39). С того, кто не видит изначально, кому не дано хорошего зрения, не может быть и спроса. Но кто видит отлично и при этом демонстративно не замечает, что он не видит или не хочет видеть очевидного, с тех спрос «по полной». «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (9, 41).
Tags: богослужение, жизнь церковная, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments