pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Церковь расслабленных

Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: "Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!"
(кондак Недели о расслабленном)
Купальня Вифезда (точнее, Бейт-хасда, בית-חסדא), вокруг которой собиралось «великое множество больных, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды» (Ин. 5, 3), - яркий прообраз последующей церкви в её будничном земном аспекте. Не столько торжествующей в святости, сколько умаленной и униженной в заедающем её быту, в параличе.

Это не та Церковь первых лет, где «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деяния 4, 32). Такого благодатного и сверхприродного состояния, при котором приходящие в неё не стремились что-то получить, а, наоборот, отдавали, кто что мог, хватило не надолго. Апостол Павел уже обличает новообращенных христиан из язычников за распри и разделения между собой, как это было, например, в Коринфе. В дальнейшем индивидуализм верующих, приходящих в церковные собрания и замыкавшихся лишь на свои собственные нужды, только нарастал и укреплялся. В современном мире у многих даже и не возникает другого представления о церкви, кроме как о некоем бюро по религиозно-психологическим или обрядовым услугам.

Что церковь есть лечебница, отрицать невозможно. Гораздо важнее прочувствовать, что в ней мы совсем не обречены быть только пассивными пациентами. И только лишь ждать, когда до меня самого раз в году или в еще больший срок жизни достигнет это «движение воды». «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов… возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 18). Может быть, надо искать Христа прежде всего прочего, прежде даже самого желания исцелиться и получить что-то еще, и тогда всё остальное приложится? И искать других вокруг себя, не замыкаясь только на самих себя в личных проблемах? И тогда, становясь маленькими «проводниками» Христа в этом мире, мы сможем нести что-то хорошее и доброе, включая исцеления других вокруг нас через нас самих же, даже если сами до конца не исцеляемся. В конце концов, у нас самих представления об исцелении и будущей более успешной жизни могут быть одни, а Христос может предусмотреть о каждом из нас что-то более неожиданное и невообразимое.

Хроническая расслабленность происходит, пожалуй, от излишнего эгоцентризма и от праздности. Чем больше мы себя забываем и откликаемся на нужды окружающих, чем больше заняты каким-то любимым делом, тем больше жизненных сил получаем. Ждать же того момента, кому первому повезет из тех, кто толпится у вод Вифезды, раз в год лишь приобретающих целебные свойства, и кто первый шагнет в эти воды, можно всю жизнь, но так и не дождаться.
Tags: богослужение, жизнь церковная
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments