pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Церковь расслабленных

Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: "Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!"
(кондак Недели о расслабленном)
Купальня Вифезда (точнее, Бейт-хасда, בית-חסדא), вокруг которой собиралось «великое множество больных, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды» (Ин. 5, 3), - яркий прообраз последующей церкви в её будничном земном аспекте. Не столько торжествующей в святости, сколько умаленной и униженной в заедающем её быту, в параличе.

Это не та Церковь первых лет, где «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деяния 4, 32). Такого благодатного и сверхприродного состояния, при котором приходящие в неё не стремились что-то получить, а, наоборот, отдавали, кто что мог, хватило не надолго. Апостол Павел уже обличает новообращенных христиан из язычников за распри и разделения между собой, как это было, например, в Коринфе. В дальнейшем индивидуализм верующих, приходящих в церковные собрания и замыкавшихся лишь на свои собственные нужды, только нарастал и укреплялся. В современном мире у многих даже и не возникает другого представления о церкви, кроме как о некоем бюро по религиозно-психологическим или обрядовым услугам.

Что церковь есть лечебница, отрицать невозможно. Гораздо важнее прочувствовать, что в ней мы совсем не обречены быть только пассивными пациентами. И только лишь ждать, когда до меня самого раз в году или в еще больший срок жизни достигнет это «движение воды». «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов… возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 18). Может быть, надо искать Христа прежде всего прочего, прежде даже самого желания исцелиться и получить что-то еще, и тогда всё остальное приложится? И искать других вокруг себя, не замыкаясь только на самих себя в личных проблемах? И тогда, становясь маленькими «проводниками» Христа в этом мире, мы сможем нести что-то хорошее и доброе, включая исцеления других вокруг нас через нас самих же, даже если сами до конца не исцеляемся. В конце концов, у нас самих представления об исцелении и будущей более успешной жизни могут быть одни, а Христос может предусмотреть о каждом из нас что-то более неожиданное и невообразимое.

Хроническая расслабленность происходит, пожалуй, от излишнего эгоцентризма и от праздности. Чем больше мы себя забываем и откликаемся на нужды окружающих, чем больше заняты каким-то любимым делом, тем больше жизненных сил получаем. Ждать же того момента, кому первому повезет из тех, кто толпится у вод Вифезды, раз в год лишь приобретающих целебные свойства, и кто первый шагнет в эти воды, можно всю жизнь, но так и не дождаться.
Tags: богослужение, жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments