pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

" !שלום אליכם" (Ин. 20, 19)

Евангельскому эпизоду Ин. 20: 19-31 посвящено специальное празднование – неделя о Фоме, следующее воскресенье после великого дня Пасхи. В евангелии от Иоанна с наибольшей силой выражена божественность Иисуса Христа, но в нём же не меньшее значение придаётся телесности воскресшего Сына Бога. Иисус Христос ещё видится здесь в нашем привычном тварном пространстве, но уже не занимает место в этом мире и не подчиняется его законам. Раньше, в теле смирения, Он приходил и уходил, теперь, в теле славы, Иисус появляется и исчезает на глазах учеников. Он убеждает их, что кем Он был до Воскресения, тем и остаётся по-прежнему, и даже тело Его сохраняет свои особенности и несёт на себе пережитые страдания – прободённые руки, ноги и рёбра!
Иисус сперва преподает ученикам мир (вспомним также 6-е воскресное евангелие, Лк. 24, 36, или же слова прощальной беседы Иисуса с учениками перед страданиями: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт вам, Я даю вам» - Ин. 14, 27), а потом посылает им Святого Духа. Слово «мир» - шалом (שלום) – ёмкое и многозначное; оно означает не только мир, но и спокойствие, безопасность, благосостояние, достаток, здоровье, удовлетворённость, успех, покой, целостность и цельность. По церковной традиции и привычному для многих Синодальному переводу Евангелия, дуновение Христом Святого Духа происходит здесь в первый же день Воскресения, ещё задолго до Пятидесятницы! Однако, епископ Кассиан (Безобразов) замечает: «По-гречески стоит: τῇ ἡμέρᾳ ἐκείνῃ - буквально: «…в день тот». Прежнее: «тот же» в смысле «тот же самый» есть толкование. Оно проникло в множество современных переводов, но в тексте на него нет никакого прямого указания. В некий – какой, не указано – первый день недели вечером. Больше ничего» ("Водою и кровию и Духом"). Кроме того, по мнению еп. Кассиана, «явление Христа ученикам Ин. ХХ позволительно было бы объяснить уже совершившимся сошествием Духа в Его Божественной Ипостаси (Деян. ΙΙ) и толковать «Λάβετε πνεῦμα ἅγιον», «примите Духа Святого» (Ин. ХХ, 22), без члена, в полном согласии с точной Иоанновской терминологией, не в смысле ипостаси Духа, а в смысле Его даров, которые даёт Христос» . Но тогда получается, что Иисус в данном случае явился ученикам уже после Пятидесятницы!.. Не очень логичная выходит последовательность, но хронология здесь не так уж важна, поскольку, по верному замечанию этого же исследователя, «тот день» можно вполне рассматривать не как день в астрономическом смысле слова, а как наступление новой эры человечества во Христе, эры Христовой Церкви. И в таком случае дело Христа заключается в утверждении этой эры. Оно не кончается Воскресением Христа, но завершается в сошествии Святого Духа, которое даёт высший смысл самому Воскресению! Если же рассматривать этот эпизод в привычной и традиционной хронологии, то Владимир Лосский ("Очерк мистического богословия Восточной Церкви") объясняет его так:

«Первое сообщение Святого Духа относится ко всей церковной совокупности, к Церкви, в ее целом, поскольку она - единое тело; вернее, Дух Святой преподается всей совокупности апостолов, которым Христос одновременно дает и священническую власть вязать и решить. Это не личностное присутствие Святого Духа, а как бы служебное по отношению ко Христу, Который Его дает… Сообщение Святого Духа во время Своего личного сошествия совершенно иное: теперь Он является как Лицо Пресвятой Троицы, независящее от Сына по Своему ипостасному происхождению, хотя и посланное в мир "во имя Сына". Он является в виде "огненных языков", разделенных между собой и почивающих на каждом из присутствующих, на каждом члене Тела Христова. Это уже не сообщение Духа Святого всей Церкви, как Телу. Здесь сообщение не может быть функцией единства. Святой Дух сообщает Себя личностям, отмечая каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице, становясь "присутствующим" в каждой личности».

Прикоснулся ли Фома к ранам Христа, вложил ли руку в прободенное ребро? Из повествования это ясно не следует: мог прикоснуться, но мог и просто увидеть и уверовать. Богослужебные песнопения Фоминой недели, впрочем, развивают тему осязания: «Он же, осязав и увидев, Богом исповедал Тебя, но не бесплотным, и человеком, но не простым…»; «Когда ученики были в сомнениях, в день восьмой предстал Спаситель, там, где они были собраны, и, мир дав, Фоме возгласил: "Подойди, Апостол, прикоснись к рукам, которые пронзены гвоздями". "О прекрасное неверие Фомы! Верных сердца он к полноте знания привел, и со страхом возгласил: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"» . Конечно, здесь нет речи о буквальном неверии Фомы – апостол сомневался в воскресении Христа примерно так же, как и до того сомневались в нём другие ученики! Возможно, сомневался Фома в том числе и потому, что свидетельство его ближайших соучеников не выглядело вполне убедительным, поскольку они и сами не могли сразу вместить то, перед чем были поставлены! Далеко не всегда сомнение — грех или неуместное чувство в жизни верующего. Нередко оно может быть очистительным и приводить на новую ступень веры. Главное здесь — ориентация самой воли человека; важно то, ради чего человек сомневается и куда, к чему он при этом стремится. Яркие примеры сомневавшихся людей в Священном Писании — многострадальный Иов или апостол Фома, чьи сомнения не только не были отвергнуты, но были вознаграждены. «Блаженны невидевшие и уверовавшие…» Да, остальным сомневающимся, каких могут быть миллионы и даже миллиарды людей на этом свете, вряд ли Иисус будет являться каждый раз подобным же образом, как явился Фоме. Разве что будущему апостолу Павлу Он открылся сходным образом, но при гораздо более отягчающих обстоятельствах: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?»… Достаточно и тех увековеченных свидетельств в назидание потомкам, что уже есть, - Иисус в самом деле обрекает всех остальных на блаженство веровать, не видя…
Tags: богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments