pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Почему в церкви "не может быть демократии"?

Это утверждение, ставшее каким-то штампованным и априорно не обосновываемым, на самом деле должно ставиться под вопрос.
Когда часто говорят и пишут, что демократии в Церкви быть не может, потому что не может её быть никогда, уместно задуматься и спросить: а, собственно, почему? Если церковь как земной институт, пребывающий в падшем мире и неизбежно несущий на себе его отпечатки, так или иначе неизбежно была вынуждена ввести правовые нормы и элементы «властной вертикали» в истории, с которыми случались уже в самую новейшую историю многочисленные злоупотребления, то что является меньшим злом и признаком большего обмирщения в церковной жизни – требование беспрекословного подчинения младших старшим по сану и должности только лишь в силу их положения, которое не обязательно является признаком мудрости лица, его занимающего, или же демократический принцип, ставящий под контроль и некоторым образом ограничивающий власть «монархического епископата»?

Ответы на эти вопросы далеко не очевидны для всех. Но если мы хотим, чтобы живые братства и общины в современной церковной жизни множились, чтобы приходящие в храмы не были безмолвными статистами и периодическими заказчиками треб, но чувствовали ответственность за свой храм, куда они ходят, то вопрос о выборности настоятелей храмов или местных епископов будет неизбежно подниматься. Тем более, что история русской Церкви знала эту практику. В древней Руси при избрании епископов приоритет был часто за местными князьями, но, по замечанию А.В. Карташева, «В Новгороде, сообразно с его внутренним политическим строем, место княжеской власти при избрании епископов заменила воля народа, выражаемая на вече… На вечевом избрании епископов участвовало в качестве полноправных граждан и всё местное духовенство… Водворившийся таким образом на Руси порядок гражданского избрания епископов вскоре прочно укоренился и, по мнению летописцев XII в, был безусловно нормальным»(см. Очерки по истории русской церкви, т. 1. М., Наука, 1991, с. 188. ). Эта практика существовала, между прочим, до XV века.

Собор 1917-18 гг. был устроен на вполне демократических началах. Да, это весьма невыгодно нашему современному епископату "как классу", поэтому большинство начинаний этого Собора были намеренно похоронены. Но это уже другой вопрос, не догматический, не канонический, а всего лишь вопрос интересов.
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments