pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Пост, суббота и ортодоксия

...И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?
25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.


от Марка: Глава 3

1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его
.

С тех самых пор в сознании многих людей изменилось не очень много. У строгих православных заповедь о посте занимает примерно то же положение, что у древних иудеев (да и у части современных, наиболее ортодоксальных) правила о соблюдении субботнего покоя. В этих и подобных других евангельских эпизодах Иисус нарушал следующий принцип его соблюдения: исцелять больного допускалось только в случае реальной угрозы ему жизни. Между тем, никакой угрозы близкой смерти не существовало ни для сухорукого, ни для расслабленного у Овчей купели и т.д. Можно было бы отложить на следующий день или даже подождать несколько часов до захода солнца, когда наступит следующий после субботы день, и тогда уже исцелять! Но нет, Иисус показывает, что помощь страдающему человеку, которого ты встречаешь здесь и сейчас, важнее всего остального, и она должна оказываться без всяких промедлений!

К этому евангельскому чтению есть прекрасный комментарий Н. Бердяева:
"Верующий, бескорыстный, идейный человек может быть изувером, совершать величайшие жестокости. Отдать себя без остатка Богу или идее, заменяющей Бога, минуя человека, превратить человека в средство и орудие для славы Божьей или для реализации идеи значит стать фанатиком -- изувером и даже извергом. Именно Евангелие открыло людям, что нельзя строить своего отношения к Богу без отношения к человеку. Если фарисеи ставили субботу выше человека и были обличаемы Христом, то и всякий человек, который поставил отвлеченную идею выше человека, исповедует религию субботы, отвергнутую Христом..."
О ФАНАТИЗМЕ, ОРТОДОКСИИ И ИСТИНЕ
И эта же Бердяевская заметка в остальных рассуждениях обличает такой недуг среди христиан, как любоначалие.
Tags: библия, жизнь церковная, люди, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments