pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Интенциональная экклезиология"

Из одного письма моего знакомого священника (игумена, служащего в одной из провинциальных епархий) хочу привести некоторые его богословские размышления. Его личность оставим за скобками.
Многое написанное им мне близко, кое-что, по всей видимости, спорно. Но рассуждения заслуживают внимания, на мой взгляд.

""...При всём своём кисло-горьком отношении к нынешним парадигмам РПЦ, как явным, так и тайным, я не могу согласиться с противопоставлением евхаристической и универсальной экклесиологии. Повторяюсь: не верю, что ретро или какие бы то ни было пере-морфозы могут сами по себе хоть что-то изменить к лучшему в евхаристической жизни Церкви. Если уж в этом пространстве откапывать какие-то дефиниции, то я склонен предложить понятие экклесиологии интенциональной. Предложить, потому как считаю дурным тоном для критика, кот. не предлагает никаких собственных альтернатив критикуемому. Пусть даже эти альтернативы на поверку окажутся никудышными.
Что я имею в виду, чего-то предлагая? Вслед за препп. Симеоном Новым Богословом (см. его величайшие гимны) и богослово-философом, христианским неоплатоником, Максимом Исповедником (см. комментарии У. фон Бальтазара, С. Епифановича, а также о. Кирилла Копейкина), смею выразить уверенность, что вся земная материя после воплощения Сына Божия стала Его Телом. «В каждом древе распятый Господь, в каждом колосе Тело Христово» (А. Ахматова). Известные четыре святоотеческие концепции: евхаристическая транссубстанциация, новое рождение, новое боговоплощение, новое творение (плодоношение), – все имеют место быть…, но только в сфере антропоцентрической системы. А вот ежели перейти к системе теоцентрической (параллель: от Птолемея к Галилею, кот. отмечал А.И. Осипов), то надо предположить, что всё дело исключительно в нашем экзистенциальном точечном прорыве к восприятию Тела и Крови Христовых в конкретном хлебе и вине. Именно ради этого и установлена для нас Спасителем Евхаристия в её Таинстве и непременной таинственной работе человеческого сознания в непреложной интенции его веры. Есть интенция – есть прорыв и действительное причащение, а нет, так нет, и ничего тут не поделаешь. «Многие, здесь причащающиеся, – по словам преп. Серафима Саровского, – у Бога остаются непричащёнными».

В отношении рациональных критериев абсолютной рецепции церковной истины я могу только засвидетельствовать свой скептицизм. Таковых в нашем подлунном мире нет и быть не может. Да, существует более-менее значительный темпоральный фактор, но и он, увы, не абсолютен. Я лично не могу почитать в качестве иже во святых таких фигур как Юстиниан и Иосиф Волоцкий. Этим уж пусть русская путинославная церковь занимается. Да и почему б тогда Торквемаду с Грозным и Сталиным не канонизировать до кучи, ведь продуктивные же были деятели?
Реальным критерием истинности можно считать только дух благодати. А вот кто его уловит, и где гарантия, что «изволися Духу Святому и нам»? Здесь я, пожалуй, как к меньшему из зол готов склониться к папёжничеству. Как-то надо определять церковные положения: без этого никуда не денешься. Давайте, ребята, будет так, а уж как оно на самом деле, – Господь разберётся и ежели чего не так, – как-нибудь уж подправит Своим Промыслом. А на сегодня папа Римский де-факто имеет в Риме гораздо меньше прав и полномочий, нежели папа Московский в Московии. И к чему для Церкви эта а-ля большевистская пурга т.н. соборности, а, по сути, – советскости?
На этом остановлюсь в своих экклесиологических выкладках отнюдь не выспренного стиля, за что прошу прощения.""
================================
Понравилось про "точечный прорыв". Юстиниана с Иосифом Волоцким, как и Андреем Боголюбским, тоже трудно мне с искренностью считать за святых. А вот насчет папежничества есть противоречие: если нынешний патриарх больший папа в реальности, чем папа Римский, тогда что же моего корреспондента не устраивает, если он за это папежничество?.. Вопрос о папе - исключительно исторический, технический, но никак не мистический.
Tags: высокое богословие, люди, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment