pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему…»

Евангелист Лука в одном месте замечает, что весь народ Израиля и мытари «воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым, а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лк. 7: 29-30). О крещении в современном, христианском смысле, ещё речи, понятное дело, не было. Что же это было за омовение, которое производил Иоанн, и откуда оно произошло? Обычай на иврите назывался «твила» (טבילה - погружение, омовение, окунание) и предназначался он для язычников, вступающих в завет с Господом и присоединяющихся к вере народа Израиля. Тогда становится вполне объяснимым, почему призыв Иоанна отвергли учителя народа Израильского – им казалось оскорбительным, ниже собственного достоинства, что их пророк ставит наравне с новообращёнными язычниками, только лишь вступающими в общество Господне! Евангелист Марк с первых строк своего повествования называет этот момент проповеди Иоанна с омовением «началом Евангелия»: «как написано у пророков: «Вот, я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред тобою»». Не случайно Предтечу на некоторых иконах и изображают в виде ангела. Этот ангел (вестник) возвещает Евангелие (радостную весть) – о близком пришествии спасителя Израиля и всего мира. Но чтобы принять эту радостную весть, нужно покаяться. Точнее – обратиться и образумиться. Переменить свои пути и свои мысли так, чтобы путь от Господа к сердцу каждого был прост и прям. И принять омовение в знак очищения. К этому призывает Иоанн Креститель (Йоханан ха-Матвил, дословно – «омыватель», «окунатель»).
Предтеча Христа призывал к простым, понятным и доступным всем вещам. Когда у него спрашивают разные собиратели налогов и таможенники «что нам делать?», он отвечает: «ничего не требуйте более определённого вам», точнее, «не берите взятки». Когда то же самое у него спрашивают воины (в нашем случае – силовики, полицейские), то слышат ответ: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (см. Лк. 3: 12-14). А всем остальным Иоанн говорил: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Вот и всё, в общем-то, «нравственное богословие для мирян»!
А затем приходит Иисус (этот момент запечатлен на известном полотне русского художника Иванова «Явление Христа народу») и ставит наравне с последними язычниками и новообращенными… Себя самого, прося также омыться у Иоанна. Такая вот божественная правда, которую Он пришел исполнить! Правда – в глубочайшем смирении и готовности служить самому последнему отверженному в этом мире. Только в одном Евангелии от Иоанна говорится, как Предтеча называет Христа: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).

Призыв Иоанна Предтечи - «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» - остаётся злободневным на все последующие времена христианской истории. Не в том вовсе дело, что каждый из нас призван заниматься каким-то регулярным скрупулёзным самоанализом на исповеди у священников, самокопанием с «отцеживанием комаров» из многочисленных иной раз распространяемых в церковных лавках брошюр «В помощь кающимся»! Современники Христа это-то как раз мастерски умели делать, - за их плечами были уже 613 разных больших и малых заповедей, правил насчет ритуальной и прочей чистоты или как соблюдать Шаббат. И чего-нибудь каждый из них непременно мог нарушить, а потом должен был принести, допустим, жертву за грех. Но при этом скрупулёзном соблюдении всяких мелочей они умудрились не заметить или просто отвергнуть самое главное – и проповедь Иоанна Предтечи, к ним обращенную, и всё дело Христа! Воспринимая Бога и Его повеления по-книжному, абстрактно, они отвергли волю Божию о себе самих в конкретный важный момент истории и их собственной жизни!

Многим современным христианам можно обратить с не меньшим успехом слова Предтечи, слегка перефразировав их: и не думайте говорить в себе «мы православные», ибо Бог может из камней сих воздвигнуть православных. Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (см. Мф. 3: 9-10). Фарисейское зазнайство, самодостаточность, самодовольство, самовозвышение – вечное искушение, преследующее многих христиан в истории. Но, как известно из слов Иисуса, кто себя возвышает, унижен будет. Это касается не только отдельных людей, но и целых сообществ. И не только Израиля, но и других народов или церквей. Как только кто-то из нас начинает тщеславиться своими результатами, пусть и в самом деле неплохими или даже высокими, так сразу же эти результаты рискуют обесцениться в очах Божиих! Так сразу же прямые пути от Господа к человеку или к целым сообществам искривляются, и люди теряют, если и не сразу, то со временем, способность различать духов и познавать волю Божию здесь и теперь, в каждой конкретной ситуации, в динамике жизни, которая не стоит на месте, но всё время меняется, развивается. Еще раз: покаяние – не психотерапевтический самоанализ, не боязнь в бесконечных сомнениях совершить что-то «не так» («батюшка, это грех? не грех?»). Это стремление к открытости перед Богом, к простоте перед Ним без всякого лукавства, без подмен воли Божией здесь и сейчас какими-то общими абстрактными рассуждениями или ссылками на правила. Это стремление к живому доверию Богу. Это не признание чего-то плохого и тёмного в самом себе, но еще больше стремление к хорошему, светлому! В конечном счете, в этом выражается вера как доверие и верность Богу. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5).
http://www.pravmir.ru/svoya-iordan-bol-svyashhennikov-i-prizyiv-k-pokayaniyu-pastyiri-o-kreshhenii-gospodnem/
Tags: богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments