pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему…»

Евангелист Лука в одном месте замечает, что весь народ Израиля и мытари «воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым, а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лк. 7: 29-30). О крещении в современном, христианском смысле, ещё речи, понятное дело, не было. Что же это было за омовение, которое производил Иоанн, и откуда оно произошло? Обычай на иврите назывался «твила» (טבילה - погружение, омовение, окунание) и предназначался он для язычников, вступающих в завет с Господом и присоединяющихся к вере народа Израиля. Тогда становится вполне объяснимым, почему призыв Иоанна отвергли учителя народа Израильского – им казалось оскорбительным, ниже собственного достоинства, что их пророк ставит наравне с новообращёнными язычниками, только лишь вступающими в общество Господне! Евангелист Марк с первых строк своего повествования называет этот момент проповеди Иоанна с омовением «началом Евангелия»: «как написано у пророков: «Вот, я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред тобою»». Не случайно Предтечу на некоторых иконах и изображают в виде ангела. Этот ангел (вестник) возвещает Евангелие (радостную весть) – о близком пришествии спасителя Израиля и всего мира. Но чтобы принять эту радостную весть, нужно покаяться. Точнее – обратиться и образумиться. Переменить свои пути и свои мысли так, чтобы путь от Господа к сердцу каждого был прост и прям. И принять омовение в знак очищения. К этому призывает Иоанн Креститель (Йоханан ха-Матвил, дословно – «омыватель», «окунатель»).
Предтеча Христа призывал к простым, понятным и доступным всем вещам. Когда у него спрашивают разные собиратели налогов и таможенники «что нам делать?», он отвечает: «ничего не требуйте более определённого вам», точнее, «не берите взятки». Когда то же самое у него спрашивают воины (в нашем случае – силовики, полицейские), то слышат ответ: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (см. Лк. 3: 12-14). А всем остальным Иоанн говорил: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Вот и всё, в общем-то, «нравственное богословие для мирян»!
А затем приходит Иисус (этот момент запечатлен на известном полотне русского художника Иванова «Явление Христа народу») и ставит наравне с последними язычниками и новообращенными… Себя самого, прося также омыться у Иоанна. Такая вот божественная правда, которую Он пришел исполнить! Правда – в глубочайшем смирении и готовности служить самому последнему отверженному в этом мире. Только в одном Евангелии от Иоанна говорится, как Предтеча называет Христа: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).

Призыв Иоанна Предтечи - «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» - остаётся злободневным на все последующие времена христианской истории. Не в том вовсе дело, что каждый из нас призван заниматься каким-то регулярным скрупулёзным самоанализом на исповеди у священников, самокопанием с «отцеживанием комаров» из многочисленных иной раз распространяемых в церковных лавках брошюр «В помощь кающимся»! Современники Христа это-то как раз мастерски умели делать, - за их плечами были уже 613 разных больших и малых заповедей, правил насчет ритуальной и прочей чистоты или как соблюдать Шаббат. И чего-нибудь каждый из них непременно мог нарушить, а потом должен был принести, допустим, жертву за грех. Но при этом скрупулёзном соблюдении всяких мелочей они умудрились не заметить или просто отвергнуть самое главное – и проповедь Иоанна Предтечи, к ним обращенную, и всё дело Христа! Воспринимая Бога и Его повеления по-книжному, абстрактно, они отвергли волю Божию о себе самих в конкретный важный момент истории и их собственной жизни!

Многим современным христианам можно обратить с не меньшим успехом слова Предтечи, слегка перефразировав их: и не думайте говорить в себе «мы православные», ибо Бог может из камней сих воздвигнуть православных. Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (см. Мф. 3: 9-10). Фарисейское зазнайство, самодостаточность, самодовольство, самовозвышение – вечное искушение, преследующее многих христиан в истории. Но, как известно из слов Иисуса, кто себя возвышает, унижен будет. Это касается не только отдельных людей, но и целых сообществ. И не только Израиля, но и других народов или церквей. Как только кто-то из нас начинает тщеславиться своими результатами, пусть и в самом деле неплохими или даже высокими, так сразу же эти результаты рискуют обесцениться в очах Божиих! Так сразу же прямые пути от Господа к человеку или к целым сообществам искривляются, и люди теряют, если и не сразу, то со временем, способность различать духов и познавать волю Божию здесь и теперь, в каждой конкретной ситуации, в динамике жизни, которая не стоит на месте, но всё время меняется, развивается. Еще раз: покаяние – не психотерапевтический самоанализ, не боязнь в бесконечных сомнениях совершить что-то «не так» («батюшка, это грех? не грех?»). Это стремление к открытости перед Богом, к простоте перед Ним без всякого лукавства, без подмен воли Божией здесь и сейчас какими-то общими абстрактными рассуждениями или ссылками на правила. Это стремление к живому доверию Богу. Это не признание чего-то плохого и тёмного в самом себе, но еще больше стремление к хорошему, светлому! В конечном счете, в этом выражается вера как доверие и верность Богу. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5).
http://www.pravmir.ru/svoya-iordan-bol-svyashhennikov-i-prizyiv-k-pokayaniyu-pastyiri-o-kreshhenii-gospodnem/
Tags: богослужение, писание
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments