pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Из ранних дневников св. Иоанна Кронштадтского

Как из дырявого сосуда течет вода, так из недоброго человека слово осуждения, ненависти, злословия.
Человек! Ты весьма редко думаешь о самом важном предмете - о благоустроении жизни своей, тогда как ежедневно думаешь о ничтожных предметах. Думай ты чаще, как для тебя лучше нравственно устроить свою жизнь.

Ne taedeas, sed hilariaris et semper Deo gratias agas, memento te salvum esse Domini dementia et habere omnia non modo necessaria ad vitam, sed etiam jucunda et nimia. - Esto hilaris et Deum adora.
Добродетель
Aprill. 9 die MDCCCLVI anno

(Рус. пер: Не испытывай отвращения, но радуйся и всегда благодари Бога, помни, что ты исцелен от безумия Господом и имеешь всё не только необходимое для жизни, но даже и приятное и чрезмерное. Будь радостен и чти Бога. Апреля 9 дня 1856 года).

Когда тебя возьмёт печаль о чем-нибудь, сейчас же скажи Господу печаль твою, и Он утешит тебя.
Спаситель и теперь для нас Тот же, что в Его земной жизни. И теперь Он рождается для нас, обрезывается, учит, страдает, воскресает из мертвых, возносится на небеса. Как и тогда, Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13, 8). Вот почему непрерывною чредою и теперь проходят у нас праздники Господни!

Когда молишься, не спеши мыслию к другому какому-либо делу, потому что молитва должна быть главнейшим занятием твоим во всю жизнь и научиться достойно молиться есть самое важное дело.
(1856 год)
====================================================

Стиль в дальнейшем будет совершенно узнаваем везде и всегда, во всех более поздних записях о. Иоанна. Разве что не будет потом уже латинских и греческих цитат. Его рассуждения в общем достаточно однообразны и повторяющиеся. Но по сути о. Иоанн совершенно, как мне кажется, не укладывается в общую византийско-русскую аскетическую традицию. Поэтому, как мне кажется, он и не принял монашество, хотя тяготел изначально к безбрачию, а на брак пошёл лишь из-за безоговорочно довлевшей, в особенности в его время, традиции, не допускавшей целибата. И в его многих других чертах о. Иоанн был как раз вполне близок к западной, католической, как бы сказали строгие православные, чувственности и эмоциональности. Пусть даже сам он католиков совсем не жаловал... Поэтому среди своих современников он зачастую не находил понимания. А у вас какие впечатления бывали от дневников о. Иоанна?
Tags: богослужение
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments