pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О мере добра

«Грусть от того, что не видишь добра в добре» - написал однажды Н.В. Гоголь в своих дневниках. Видимо, писатель имел в виду, что всякие мероприятия людей, предполагающие внести большую меру добра и блага в общественную жизнь, в итоге чаще всего не достигают ожидаемого результата. Но что вообще такое добро и что зло, если часто мы видим их относительность и неопределённость в нашей жизни вместе с различными понятиями о них самих? Общественный консенсус может в данном случае быть достигнут лишь по самым общим вопросам (к примеру, делать другим, чего самим себе вы не хотели бы, в общем случае есть зло, то есть убивать другого, причинять ему насилие и другие неприятности), но гораздо больше здесь может быть и разномыслий.
Люди часто хотят устроить свою жизнь и жизнь окружающих их ближних из добрых побуждений, из соображений «как лучше». Но этим своих целей часто не достигают, поскольку получают при этом, по выражению одного известного в недавнем прошлом политика, «как всегда». То есть, большей меры добра в конечном итоге часто нельзя увидеть, но бывает даже наоборот, согласно поговорке «благими намерениями дорога вымощена в ад». Почему же так происходит? Не только из-за размытости и неопределённости понятий добра и зла, но и от путаницы их вокруг нас и внутри нас. Эта путаница идёт с самого начала истории человечества, или даже с предыстории. Согласно известному библейскому откровению, наши прародители покусились на плоды с запрещенного Богом дерева познания добра и зла. Эта известная библейская притча с её богатой символикой всегда представляла собой предмет многих размышлений и подчас недоумений, начиная с вопросов, почему вообще нужно было помещать в раю, где всё очень хорошо (Бытие 1, 31), это древо познания добра и зла, несущее смерть, если Бог заранее знал, что человек не устоит перед соблазном и падёт? Этот текст первых глав первой библейской книги неизбежно может толковаться по-разному. Но одно из возможных пониманий, на мой взгляд, следующее: первые люди, да и многие следовавшие за ними, сделали главной ценностью в своей жизни знание, но не любовь. А следовало бы наоборот… В знании как таковом ничего плохого нет, но оно может быть разрушительным и смертоносным без любви. «Дерево познания добра и зла» оказалось, таким образом, своего рода «лабораторией» по испытанию первых людей, что они выберут и что поставят в своей жизни на первое место, - жизнь в любви к Богу и друг другу или погоню за знаниями для самих себя? Древняя магия, пытавшаяся установить причинно-следственные связи в природе и в мире духов, овладевая разными знаниями, явилась в некотором смысле предшественницей современной науки, которая не всегда была непременно созидательной, но могла подчас нести страдания и разрушения, оказываясь в руках безумцев или своевольных авантюристов...
Частное автономное знание для самих себя может разъединять и умножать разногласия (и тем самым умножать зло, или, как минимум, путаницу добра и зла), а соединяет лишь любовь, являющаяся источником добра. «Кто умножает познания, умножает скорбь», как заметил Экклесиаст (1, 18), – не потому, что познание само по себе плохо, а потому, что в мире конкурирующих между собой знаний и своевольных стремлений «как лучше» человеческая природа раскрывается, увы, больше с отрицательной стороны, чем с положительной. И это не что иное, как последствие самовольного присвоения первыми людьми запретного плода с древа познания! Причем познание (на иврите «даат») здесь имеется в виду не информативное, не интеллектуальное, а скорее опытное, когда человек соединяется с тем, что он познаёт, «вкушая» и присваивая, усваивая себе всё подряд, - и добро, и зло - в их смешении.
Но от этой бесконечной путаницы добра и зла и пришёл в наш мир Иисус Христос спасти человечество! Бог, по новозаветному откровению, есть любовь (1-е послание Иоанна: 4, 8). И эту любовь открыл и явил Иисус, показав, что эта любовь уязвима, она может быть поругана и распята, но, тем не менее, она непобедима, и только за ней – будущее. Конечно, под словом «любовь» можно понимать также много чего разного, как и под словом «добро» (увы, всё та же путаница добра и зла вокруг нас часто мешает пробиться к настоящему пониманию, что такое любовь). Но слова апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам дают важную ориентацию в этом отношении. Они не дают определения любви, но указывают очень важные её признаки:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4-7).
Всё это признаки именно божественной любви. И только ориентируясь на неё, можно поистине вдохнуть Добро в добро! Поскольку всякое настоящее добро – от Бога, ибо оно приправлено Его любовью. И наоборот, всё, что противоположно вышеперечисленным признакам настоящей любви, есть зло. Значит ли это, что не-христиане или люди неверующие вовсе не способны ни к какому добру? Конечно, нет. В каждом человеке кроется образ Бога и Его подобие (см. Быт. 1, 26). И иной раз люди нецерковные и неверующие могут быть по сути большими христианами, чем люди набожные и регулярно посещающие храмы, у которых путаница добра и зла бывает нисколько не меньшей, чем у остальных. Но какой степени любви и какой высоты её эти «анонимные христиане» из неверующих могли бы достичь, если бы стали настоящими, сознательными христианами?..

(Отредактированный текст см.: Самозащита без оружия, №1(72), 2015. Как там редактируют, мне не очень нравится, поэтому оставляю здесь так, как написал)
Tags: библия, жизнь, люди, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments