pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

И опять старая песня, про "заушение" Ария...

Когда же она кончится, в конце концов?..
На сайте Православие.ру выступают священнослужители.
Диакон Владимир Василик, достаточно образованный, признаёт же сам:

""Ни в древних песнопениях, ни в древних житиях ничего не говорится о том, что святитель Николай физически заушил Ария, однако то, что он сделал это морально и словесно, сказано предостаточно. Есть примеры из Октоиха – каноны, написанные св. Иосифом Песнописцем (+880) в честь святителя Николая. В остальных 6 канонах Октоиха слышна громозвучная проповедь о борьбе свт. Николая с Арием и арианством:

«Изощрен меч духовный явился еси, мудре, лукавыя плевелы еретичествующих посекая и добродетелей стези спасительныя верным углаждая, отче Николае» (канон 3 гласа, песнь 3, тропарь 1).

«Витийствуя божественная, Николае, беззаконнующих незатворенная уста явственно заградил еси и от Ариева губительства многия избавил еси...» (канон 4 гл., п. 8, тр. 1).

«Силою Божиею, преблаженне, еретичествующих полки попрал еси, и от тех прелести стадо твое спасл еси, Николае» (канон 6 гл., п. 7, тр. 1).

«Пажить горькую злочестия Ариева потребил еси, Николае, растворением (собств.: целительным питьем) словес твоих...» (канон 7 гл., п. 6, тр. 3).

«Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (Арий представлен здесь под образом хищного волка, в приступе бешеной ярости бросающегося на пастуха, защищающего стадо; пастух душит его при помощи тетивы своего лука, закручиваемой вокруг головы зверя) (канон 3 гл., п. 7, тр. 1).

«Уставил еси (собств.: задержал, остановил), премудре, твоего святаго языка (точнее: твоих святых словес) струями струи Ариевы хульныя (собств.: потоки Ариевых хулений)...» (канон 5 гл., п. 8, тр. 2).

На основании этих песнопений в поствизантийский период сложилось представление о том, что святитель Николай поразил Ария не словесно, а физически. А если вдуматься, то какая разница: припечатать словом или делом? Еретик, разорвавший ризы Христа и разрушающий Церковь Божию, по идее может быть достоин и того и другого.""

Ну честное слово, просто диву даёшься. Да, свят. Николай вроде и не заушил, но... какая разница между обличением словесно и прилюдным физическим унижением человека? То есть, он всё-таки его заушил! Убийственная логика. Иисус Христос, значит, призывал в ответ на удар по одной щеке подставить другую (при этом мог книжникам и фарисеям, конечно, бросить суровые реплики типа "безумные и слепые"). Но по логике наших фундаменталистов Он скорее должен был сам раздавать пощечины направо-налево!

Следующий выступающий, о. Андрей Хвыля-Олинтер, вслед за многими любителями укрощать силой, приводит пример с изгнанием торговцев из храма. И опять натяжка. Торговцы - совсем не инакомыслящие. Торговля создает суету, шум возле храма, даже если это торговля жертвенными животными или обмен на местные священные шекели, как это было тогда, или торговля свечами и прием записок в храмовых киосках, как это во многих случаях можно видеть сейчас. Но вот как раз такая торговля, которую Христос наверняка бы не потерпел, допускается вполне толерантно, а разномыслия в богословских вопросах на уровне "кто не против вас, тот за вас", как тот же Иисус свидетельствовал, - зачастую с большим трудом. Не парадокс ли?

Следующий выступающий, о. Дмитрий Шишкин, уже как ни в чем не бывало, говорит:
"святитель Николай на I Вселенском Соборе ударил по щеке безумного еретика Ария, ядом своих дерзких и богохульных речей отравлявшего души верных. К слову, эта заушина Ария «безумствовавшего» не встретила сочувствия и поддержки у большинства присутствовавших на Соборе епископов, и, как мы знаем, святитель даже был устранен с Собора и заключен под стражу. Но вскоре – вследствие особого откровения Божиего – был освобожден и признан невиновным".
Следующий священник, Валерий Духанин, вторит:
"Пощечина – это было жесткое вразумление Арию, святитель как бы говорил: «Опомнись. Что ты делаешь? Ты же посягнул на самое святое!».
И еще один, о. Николай Булгаков, добавляет:
"Когда святитель Николай ударил по щеке Ария, ересь которого угрожала всей Церкви, он дал пример того, что теплохладность-толерантность ценой духовной гибели людей, вечной гибели их душ Богу не угодна."

И даже прот. Андрей Ткачев, вроде образованный и здравомыслящий священник, присоединился к этому хору, правда, не на сайте, но в статье "Три урока Чудотворца" - в приложении "Православие.ру" к последнему номеру газеты "Крестовский мост".
Читаю:
"Предание ведь сообщает нам о пощёчине, которую от руки Николая получил Арий. И это значит, что святой не приставлен к бесконечному разносу подарков или попечению о плавающих по водам. Он ревнует об Истине. Нужно чтить его так, чтобы его ладонь на своей щеке не почувствовать".

Дожили!
Оказывается, Истина отстаивается и утверждается силой, и прав тот, кто в полемике её применяет!

И так процветает мракобесие...

Даю ссылку на свою статью двухгодичной давности по данному же вопросу:
http://www.pravmir.ru/dobro-s-kulakami-udaryal-li-svyatitel-nikolaj-ariya/
Tags: богослужение, жизнь церковная, жуть, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments