pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Россия и её "особый путь": об одном недоразумении.

В современной мысли на протяжении последних десятилетий (журналистике, публицистике) есть одно популярное общее место: мол, есть мировой опыт, есть общие законы, и зачем "изобретать велосипед". Или мы, россияне, "не такие, как все", мы пойдем "своим путем".
Основное недоразумение здесь видится в следующем. Во-первых, часто противники "особого пути" склонны карикатуризировать взгляды оппонентов, не исключающих этот путь, но при этом не вникая в их подлинный смысл или в то, что сами оппоненты хотели иметь в виду под этим путём. Во-вторых, этот мировой опыт приходится применять к самим себе, к национальным и прочим особенностям каждой страны, а эта задачка не из легких, она творческая, сама по себе неоднозначная и решается она при жизни многих поколений.

Нет вообще никакого абстрактного мирового опыта, взятого в отдельности: есть конкретные успешно развивающиеся или развившиеся страны, и каждая имеет свои особенности, свою историю (возьмём Китай, Индию, Японию, да и во многих европейских странах везде своё лицо, своя специфика, во всяком случае, пока ещё). В таком случае, проблема России как раз в том, что она до сих пор как следует не нашла своего собственного пути! Или же, если и находила в отдельных прорывах, то в нем не закреплялась. Потому что до сих пор по вопросу самого пути развития России не было общественного консенсуса. В этом основная наша проблема, причем и среди российских элит тоже нет этого консенсуса до сих пор. Поэтому свой путь, в лучшем и здравом смысле этого слова, на самом деле, еще предстоит нащупать, ничего в этом страшного нет, но наоборот, это естественный путь. И напротив, многие века Россию "корежило" и кидало из стороны в сторону, поскольку она как раз не нащупала своего естественного пути до конца, т.к. не было солидарного общества, и договариваться между собой разные партии и движения не желали и не научались.

Разумеется, под "своим путем" никто из здравомыслящих людей не будет подразумевать замкнутость и изоляцию от остального мира. Но исторический крест России - её и географическое, и геополитическое положение. Одна часть общества стабильно смотрит на Запад, в Европу, как минимум, с конца XVI века. Другая часть с тех же времен смотрела на восток и юг, стремясь осваивать новые земли и освободиться от гнета центральной власти - так была освоена вся Сибирь и юг современной России. Третья часть вообще никуда не смотрела, ей достаточно было крепостной или прочей зависимости. Четвертая часть, действительно, говорила об особом пути России, но надо иметь в виду, что славянофилы были по-европейски образованными людьми и совсем уж не собирались отгораживаться "железным занавесом". Хотя, конечно, у них были свои иллюзии, но не меньше их было и у русских западников. Можно насчитать и еще какие-нибудь части, кроме вышеперечисленных четырех. В этой пестрой мозаике на огромной территории что оставалось делать власти, какую политику вести? Да еще и западные страны смотрели и продолжают смотреть на Россию как на не вполне понятную и предсказуемую для них страну. Периодически общий корабль "Россия", таким образом, качало из стороны в сторону. То на запад, то от него. С Запада в культурном плане не всегда брали всё лучшее и стоящее. Охраняли от не лучшего и не стоящего также далеко не самым лучшим и удачным образом. Чем больше охраняли и запрещали, тем больше запретные плоды становились сладкими и привлекательными.

Отсюда - общая нестабильность, скачкообразность во всей российской истории, развивавшейся не столько поступательно и равномерно, сколько рывками, судорогами. И пока этому не видно конца! В таком случае, нащупать тот самый "особый путь", не отрицая нисколько весь накопленный опыт и Европы, и Америки, и того же Китая, но вбирая его в себя и творчески применяя, причем к каждому региону по-своему, - единственно возможный путь. Как единственно возможный путь для каждого человека - прожить свою собственную жизнь, а не чью-то еще, ей комично или шизофренически подражая. Но для этого необходим общественный консенсус и прежде всего консенсус элит. С которым всегда тоже было проблематично.

Нынешнее руководство РФ озабочено поиском какой-то объединяющей всех идеи или идеологии. Как бы это кому ни нравилось, но это неизбежно при общей атомизированности и разношерстности общества ( в тех же США, напротив, при похожей разношерстности есть общая и вполне патриотичная всех объединяющая национально-государственная идея, своего рода "гражданская религия" даже). Нетрудно заметить, что РПЦ давно уже используется как один из инструментов в этом поиске. Если бы обстановка внутри РПЦ была поздоровее, чем она есть на самом деле, из этого что-то, пожалуй, и вышло бы, при всей относительности и рискованности этого предприятия. Или, может быть, еще "не вечер"?.. В любом случае, из того, что пробовалось в последние десятилетия, всё как-то шло наперекосяк. Что либеральные реформы, что консервативные реставрации. Но для начала надо в самом деле полюбить ту страну, тот регион, в котором ты живешь, при всех существующих в них проблемах. Пытаясь изменить к лучшему в чем-то самом малом то, что от каждого из нас зависит. И полюбить как равных вам людей (хотя бы попытаться понять сперва) тех, чьи взгляды кажутся вам чуждыми! Только снизу и сообща можно и договариваться друг с другом, и влиять совместно на ту власть, которая сверху не всегда четко может рассмотреть и адекватно оценить положение в том же низу. Демократия в самом нормальном смысле, как инструмент, невозможна без общественной солидарности при неизбежных разногласиях по разным вопросам. И без стабильной обратной связи между верхами и низами.
Tags: жизнь, история, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments