pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Россия и её "особый путь": об одном недоразумении.

В современной мысли на протяжении последних десятилетий (журналистике, публицистике) есть одно популярное общее место: мол, есть мировой опыт, есть общие законы, и зачем "изобретать велосипед". Или мы, россияне, "не такие, как все", мы пойдем "своим путем".
Основное недоразумение здесь видится в следующем. Во-первых, часто противники "особого пути" склонны карикатуризировать взгляды оппонентов, не исключающих этот путь, но при этом не вникая в их подлинный смысл или в то, что сами оппоненты хотели иметь в виду под этим путём. Во-вторых, этот мировой опыт приходится применять к самим себе, к национальным и прочим особенностям каждой страны, а эта задачка не из легких, она творческая, сама по себе неоднозначная и решается она при жизни многих поколений.

Нет вообще никакого абстрактного мирового опыта, взятого в отдельности: есть конкретные успешно развивающиеся или развившиеся страны, и каждая имеет свои особенности, свою историю (возьмём Китай, Индию, Японию, да и во многих европейских странах везде своё лицо, своя специфика, во всяком случае, пока ещё). В таком случае, проблема России как раз в том, что она до сих пор как следует не нашла своего собственного пути! Или же, если и находила в отдельных прорывах, то в нем не закреплялась. Потому что до сих пор по вопросу самого пути развития России не было общественного консенсуса. В этом основная наша проблема, причем и среди российских элит тоже нет этого консенсуса до сих пор. Поэтому свой путь, в лучшем и здравом смысле этого слова, на самом деле, еще предстоит нащупать, ничего в этом страшного нет, но наоборот, это естественный путь. И напротив, многие века Россию "корежило" и кидало из стороны в сторону, поскольку она как раз не нащупала своего естественного пути до конца, т.к. не было солидарного общества, и договариваться между собой разные партии и движения не желали и не научались.

Разумеется, под "своим путем" никто из здравомыслящих людей не будет подразумевать замкнутость и изоляцию от остального мира. Но исторический крест России - её и географическое, и геополитическое положение. Одна часть общества стабильно смотрит на Запад, в Европу, как минимум, с конца XVI века. Другая часть с тех же времен смотрела на восток и юг, стремясь осваивать новые земли и освободиться от гнета центральной власти - так была освоена вся Сибирь и юг современной России. Третья часть вообще никуда не смотрела, ей достаточно было крепостной или прочей зависимости. Четвертая часть, действительно, говорила об особом пути России, но надо иметь в виду, что славянофилы были по-европейски образованными людьми и совсем уж не собирались отгораживаться "железным занавесом". Хотя, конечно, у них были свои иллюзии, но не меньше их было и у русских западников. Можно насчитать и еще какие-нибудь части, кроме вышеперечисленных четырех. В этой пестрой мозаике на огромной территории что оставалось делать власти, какую политику вести? Да еще и западные страны смотрели и продолжают смотреть на Россию как на не вполне понятную и предсказуемую для них страну. Периодически общий корабль "Россия", таким образом, качало из стороны в сторону. То на запад, то от него. С Запада в культурном плане не всегда брали всё лучшее и стоящее. Охраняли от не лучшего и не стоящего также далеко не самым лучшим и удачным образом. Чем больше охраняли и запрещали, тем больше запретные плоды становились сладкими и привлекательными.

Отсюда - общая нестабильность, скачкообразность во всей российской истории, развивавшейся не столько поступательно и равномерно, сколько рывками, судорогами. И пока этому не видно конца! В таком случае, нащупать тот самый "особый путь", не отрицая нисколько весь накопленный опыт и Европы, и Америки, и того же Китая, но вбирая его в себя и творчески применяя, причем к каждому региону по-своему, - единственно возможный путь. Как единственно возможный путь для каждого человека - прожить свою собственную жизнь, а не чью-то еще, ей комично или шизофренически подражая. Но для этого необходим общественный консенсус и прежде всего консенсус элит. С которым всегда тоже было проблематично.

Нынешнее руководство РФ озабочено поиском какой-то объединяющей всех идеи или идеологии. Как бы это кому ни нравилось, но это неизбежно при общей атомизированности и разношерстности общества ( в тех же США, напротив, при похожей разношерстности есть общая и вполне патриотичная всех объединяющая национально-государственная идея, своего рода "гражданская религия" даже). Нетрудно заметить, что РПЦ давно уже используется как один из инструментов в этом поиске. Если бы обстановка внутри РПЦ была поздоровее, чем она есть на самом деле, из этого что-то, пожалуй, и вышло бы, при всей относительности и рискованности этого предприятия. Или, может быть, еще "не вечер"?.. В любом случае, из того, что пробовалось в последние десятилетия, всё как-то шло наперекосяк. Что либеральные реформы, что консервативные реставрации. Но для начала надо в самом деле полюбить ту страну, тот регион, в котором ты живешь, при всех существующих в них проблемах. Пытаясь изменить к лучшему в чем-то самом малом то, что от каждого из нас зависит. И полюбить как равных вам людей (хотя бы попытаться понять сперва) тех, чьи взгляды кажутся вам чуждыми! Только снизу и сообща можно и договариваться друг с другом, и влиять совместно на ту власть, которая сверху не всегда четко может рассмотреть и адекватно оценить положение в том же низу. Демократия в самом нормальном смысле, как инструмент, невозможна без общественной солидарности при неизбежных разногласиях по разным вопросам. И без стабильной обратной связи между верхами и низами.
Tags: жизнь, история, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments