pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Доживем ли когда-нибудь до единого Рождества?..

С завидной регулярностью перед Новым годом у разных православных, в основном, начинающих, встают одни и те же вопросы: а как проводить Новый год, насколько допустимо отклонение от устава поста и прочее, прочее. Между тем, эти вопросы вообще не имели бы никакого смысла, если бы Новый год праздновался после Рождества Христова, как это изначально и должно было быть!

Рождество по новому стилю празднует более половины стран мира с преобладающим православным вероисповеданием вместе с остальным христианским миром – греки всех патриархатов, кроме Иерусалимского (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, плюс Элладская и Кипрская архиепископии), румыны, болгары… Сюда стоит отнести и Польскую, и Чешскую митрополии, и Американскую ПЦ. Остальные православные находятся хотя и не в меньшинстве по численности, но ограничиваются только Россией, Украиной, Грузией и Сербией (Армянская церковь празднует 6 января одновременно и Рождество, и Богоявление, что в определенный древний период христианской истории, действительно, имело место). Рождество празднуют по новому календарю и приходы РПЦ, находящиеся в Западной Европе, где среди прихожан преобладают коренные жители и где службы совершаются на местных языках. И тут еще одна серия вопросов из года в год: кто-то из наших эмигрировавших соотечественников непременно начинает ломать голову, а как праздновать Рождество, можно ли по новому стилю или нельзя, да еще в разных семьях смешанные браки, где супруг местный житель, а супруга из России, и т.д. и т.п.

Если следовать изначальной идее праздника – приуроченности его к зимнему солнцестоянию, после которого впервые день прибавляется на одну минуту, когда культ Непобедимого Солнца в Римской империи был вытеснен празднованием Рождества, - то опять-таки уместнее празднование по тому же григорианскому календарю, а не по юлианскому. Вопрос, таким образом, чисто технический. Ну и, в конце концов, почему бы не отпраздновать кому-то и два раза при специфических заграничных условиях?
"С тех пор, как грянула свобода,
Мне все на свете трын-трава.
Я правлю в год два Новых года
И два Христовых Рождества
"
(В. Гиляровский).

Мне самому однажды Рождество 2002/2003 года как раз и довелось отметить дважды в Париже. В ночь с 24 на 25 декабря мы с архиеп. Иннокентием были на праздничной службе во французском приходе Всех Скорбящих Радости и Святой Женевьевы, что возле Нотр-Дама на рю Сен-Виктор (приход со служением на французском языке был специально основан в миссионерских целях нашими русскими эмигрантами в 1936 году, в числе которых был Владимир Лосский, свящ. Михаил Бельский и братья Евграф и Максим Ковалевские), и регент этого прихода Николай Владимирович Лосский был тогда рукоположен в диаконский сан. Потом через почти четыре года он стал священником, о чем по свежим следам мне приходилось уже писать.

Разное празднование Пасхи – тоже многовековое недоразумение из этой же серии: юлианская пасхалия исходит не из реального весеннего равноденствия, по отношению к которому должно отсчитываться полнолуние, а из фиктивного, отстоящего от реального на 13 дней позже. Ну хоть сперва с Рождества начать, чтобы готовить почву для консенсуса?.. Ведь не вероучительный и даже не обрядовый это вопрос, а исключительно для общего удобства и здравого смысла!
Tags: богослужение, жизнь, история, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments