pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Доживем ли когда-нибудь до единого Рождества?..

С завидной регулярностью перед Новым годом у разных православных, в основном, начинающих, встают одни и те же вопросы: а как проводить Новый год, насколько допустимо отклонение от устава поста и прочее, прочее. Между тем, эти вопросы вообще не имели бы никакого смысла, если бы Новый год праздновался после Рождества Христова, как это изначально и должно было быть!

Рождество по новому стилю празднует более половины стран мира с преобладающим православным вероисповеданием вместе с остальным христианским миром – греки всех патриархатов, кроме Иерусалимского (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, плюс Элладская и Кипрская архиепископии), румыны, болгары… Сюда стоит отнести и Польскую, и Чешскую митрополии, и Американскую ПЦ. Остальные православные находятся хотя и не в меньшинстве по численности, но ограничиваются только Россией, Украиной, Грузией и Сербией (Армянская церковь празднует 6 января одновременно и Рождество, и Богоявление, что в определенный древний период христианской истории, действительно, имело место). Рождество празднуют по новому календарю и приходы РПЦ, находящиеся в Западной Европе, где среди прихожан преобладают коренные жители и где службы совершаются на местных языках. И тут еще одна серия вопросов из года в год: кто-то из наших эмигрировавших соотечественников непременно начинает ломать голову, а как праздновать Рождество, можно ли по новому стилю или нельзя, да еще в разных семьях смешанные браки, где супруг местный житель, а супруга из России, и т.д. и т.п.

Если следовать изначальной идее праздника – приуроченности его к зимнему солнцестоянию, после которого впервые день прибавляется на одну минуту, когда культ Непобедимого Солнца в Римской империи был вытеснен празднованием Рождества, - то опять-таки уместнее празднование по тому же григорианскому календарю, а не по юлианскому. Вопрос, таким образом, чисто технический. Ну и, в конце концов, почему бы не отпраздновать кому-то и два раза при специфических заграничных условиях?
"С тех пор, как грянула свобода,
Мне все на свете трын-трава.
Я правлю в год два Новых года
И два Христовых Рождества
"
(В. Гиляровский).

Мне самому однажды Рождество 2002/2003 года как раз и довелось отметить дважды в Париже. В ночь с 24 на 25 декабря мы с архиеп. Иннокентием были на праздничной службе во французском приходе Всех Скорбящих Радости и Святой Женевьевы, что возле Нотр-Дама на рю Сен-Виктор (приход со служением на французском языке был специально основан в миссионерских целях нашими русскими эмигрантами в 1936 году, в числе которых был Владимир Лосский, свящ. Михаил Бельский и братья Евграф и Максим Ковалевские), и регент этого прихода Николай Владимирович Лосский был тогда рукоположен в диаконский сан. Потом через почти четыре года он стал священником, о чем по свежим следам мне приходилось уже писать.

Разное празднование Пасхи – тоже многовековое недоразумение из этой же серии: юлианская пасхалия исходит не из реального весеннего равноденствия, по отношению к которому должно отсчитываться полнолуние, а из фиктивного, отстоящего от реального на 13 дней позже. Ну хоть сперва с Рождества начать, чтобы готовить почву для консенсуса?.. Ведь не вероучительный и даже не обрядовый это вопрос, а исключительно для общего удобства и здравого смысла!
Tags: богослужение, жизнь, история, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments