pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Папа Франциск: новая экклезиология

Пишет о. Джованни Гуайта (иеромонах Иоанн):

""...Папа Франциск с самого начала своего понтификата – а именно, с первых слов, которые он произнес 13 марта 2013 г. с центральной лоджии базилики св. Петра, непосредственно после своего избрания и перед тем, как дать свое первое апостольское благословение– представился «городу и миру» не как Понтифик или Папа, а как «епископ Церкви Рима, первенствующей в любви», ссылаясь как раз на слова, написанные в первые годы II века христианской эры святителем Игнатием Антиохийским в своем Послании к Римлянам.


По мнению автора этих строк, импровизированное первое приветствие нового Понтифика римскому народу с лоджии римского собора не только дает полное представление о его человеческих и духовных качествах, но и содержит основу его экклесиологии. Папа тогда сказал, что «долг конклава в том, чтобы давать Риму епископа» и поблагодарил толпу за «принятие епархиальной общиной Рима своего епископа»; затем он предложил всем присутствующим «помолиться о нашем почетном епископе» Бенедикте XVI и, помолившись с народом, призвал всех: «давайте начнем этот совместный путь епископа и народа Церкви Рима, первенствующей в любви». Перед тем, как благословить народ, новый Папа попросил: «окажите мне любезность: помолитесь Господу, чтобы Он меня благословил. И пусть сейчас, в минуту молчания, ваша молитва будет надо мной». И только после этого Предстоятель Церкви дал свое первое папское благословение.


Мне кажется, эти слова не только отражают христианское смирение Хорхе Марио Бергольо – они выражают его понятие о первенстве как о служении в любви. Вряд ли в истории Католической Церкви последних веков можно найти такой же пример Понтифика, который квалифицировал себя исключительно как «Римского епископа».

...Папа упомянул о преследованиях христиан разных Церквей, о том, что «наши мученики кричат нам: Мы едины! Мы уже едины – через дух и кровь!». Возможно, здесь он вспомнил последние слова проповеди Патриарха Варфоломея в храме св. Георгия: «Проблемы, которые историческая ситуация ставит перед Церквами, требуют от нас преодоления сосредоточенности на себе… Мы больше не можем позволить себе роскошь действовать в одиночку. Сегодняшние гонители христиан не спрашивают, к какой Церкви принадлежат их жертвы. Единство, к которому мы стремимся, уже осуществляется в некоторых регионах, к сожалению, через мученичество».


Затем Папа сказал нечто, «с чем некоторые могут не согласиться… Но, что же делать?». А именно: «Восточные Католические Церкви имеют право на существование, это верно. Но само униатство – это слово из прошлого, и к сегодняшнему дню оно не подходит. Надо найти другой путь».

...Отвечая на вопросы других журналистов, Папа показал, что осознает проблему внутренней оппозиции, существующей в обеих Церквах со стороны ультраконсервативных кругов, и сказал, как важно договориться православным и католикам о дате совместного празднования Пасхи. У любой Церкви, по мнению Папы Франциска, проблемы возникают в результате некой духовной интровертности, когда она самодовольна, замкнута, сосредоточена на себе и на своих внутренних переживаниях. «Когда Церковь смотрит только на себя, она перестает быть Церковью и превращается просто в "богословскую неправительственную организацию"».


Итак, «мы не можем ждать: единство – это путь, путь, который надо проделать вместе», говорит Римский епископ Франциск. Откликнется ли Русская Православная Церковь на эти слова? Или голос внутренних проблем прозвучит для нас громче, чем молитва Спасителя о единстве Своих учеников и их последователей: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:20-21)?""
Tags: жизнь церковная
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments