pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Что могло послужить основой предания о введении Девы Марии в храм?...

Нашел интересные рассуждения среди друзей по ЖЖ.

...Мария родилась одновременно с замыслом Ирода Великого реконструировать Второй храм. Построенное около 500 лет назад Зоровавелем (предводителем вернувшихся из вавилонского плена евреев), здание диссонировало с амбициями новой династии. Строительство Третьего (de facto) храма шло поэтапно между 20 и 10 годами до н.э. Воспроизводя классический соломонов проект (Первый храм), Ирод лично участвовал в возведении стен и галерей, часами консультировался с израильской элитой, рассчитывая стяжать её доверие. Постепенно стало ясно, что простое копирование не даст нужного эффекта. Храм следовало модернизировать, но так, чтобы не вызвать чрезмерного возмущения зоилов. И Ироду удалось это: значение Храма для Палестины и диаспоры оценивалось лишь в превосходной степени. Каждому иудею старше 20ти, где бы тот ни обретался, надлежало ежегодно отсылать взносы на строительство. Планировка Храма стала терпимее к иноверцам: двор для них сильно расширили, сделав его прямоугольным.
Выскажем три гипотезы, которые могут объяснить церковное предание о нахождении Марии в Храме исторически.
Первая исходит из процесса реконструкции, который предполагал временные изменения в зонировании сакрального пространства. В святилище хранились великие реликвии народа Божия: Ковчег Завета, нагрудник первосвященника «урим и туммим», елей помазания. Подробности перемещения святынь из ветхого здания в новое неизвестны, однако не стоит сомневаться, что, пока велись работы, они получили другое пристанище. Святилище Ирода призвано было воспроизвести аналогичное сооружение Храма Соломона, затмив существующую скромную постройку. Если девочка Мария действительно жила до 12 лет при Храме (тем более, в самом Храме, как об этом повествует Протоевангелие), то легче всего допустить, что её местожительство пересекалось с какими-то зонами временного пребывания реликвий. Разумеется, Мария не могла заходить во Двор Левитов или находиться в одном помещении со святынями. Христианские переписчики Протоевангелия имели дело с устным сказанием о Богоматери и, не вникая в подробности, включали в свои похвалы Марии столь славный штрих.
Вторая гипотеза трактует «Святая святых» в русле кумранской символики «святилища человеческого». Обвиняя Хасмонеев, что те осквернили Иерусалимскую святыню, ессеи со II столетия до н.э. воспринимали конструкцию Храма как генеалогическую сопряжённость праведников.
Главным воспитателем Марии при Иерусалимском Храме выступает первосвященник Захария, отец Иоанна Предтечи. Он являлся священником из потомства Ифамара, сына Аарона, колена Левия. Предание называет его жену Елисавету (происходящую из того же рода, что и он сам) двоюродной сестрой Марии. Словом, семья Крестителя входила в окружение Богородицы. В мировоззрении Захарии и Елисаветы приверженность Иерусалимскому Храму сочеталась с готовностью к явлению Машиаха. Для этой-то цели и созидается из «живых камней» святилище человеческое — Храм колен Израилевых. Его зодчие являлись гарантами родовой чистоты, по отношению к Марии выступая хранителями её девства.
Когда Иосиф и первосвященник упрекают Марию, что, выросши в Святая святых, та впоследствии «осквернила душу», нужно обратить внимание на интересную деталь: девочка «принимала пищу от ангела». Эта же деталь встречается в известиях об Иоанне Предтече и восходит к посвятительным церемониям ессеев. Их поселения не ограничивались пустыней, но были рассредоточены по израильским городам, образуя скрытую сеть из мессианствующих иудеев.
Начало реконструкции Храма (19 г. до н.э.) совпадает с датой введения туда Богородицы. Год её пребывания завершился празднествами по случаю постройки Двора священнослужителей. Однако до освящения было далеко: предстояло украсить интерьер, причём с пышностью под стать Первому храму, — иначе бы Ирод не стал огород городить. Из 10 тысяч рабочих десятую долю составляли священники, освоившие ремёсла каменщиков, литейщиков, художников, столяров. Простым иудеям запрещено было заходить в Левитский двор даже на период реконструкции.
Опекун осиротевшей Девы, Иосиф, принадлежал к левитам-мастерам (невзирая на родовитость, отпрыски израильтян всегда владели какой-то профессией).
Ремесленное звание Иосифа «наггар» разве что в религиозных мультфильмах переводят как «плотник»; в Талмуде это слово означает «образованный человек», «эрудит». Сегодня его скорей сочли бы архитектором или дизайнером. Иосиф вполне мог получить заказ на резьбу горельефов кессонированного кедром потолка центрального нефа.
В художественном пространстве Третьего храма богатство классической скульптуры и орнаментики корналось ножом иудейской символики. Растительные мотивы приобретали черты геометризма, античную пластику теснили оптические эффекты, контрасты светлотности. Последние отделочные работы производились в 28—30х годах н.э. Вполне вероятно, что в украшении Храма самолично принимал участие отрок, затем юноша Иисус, ибо, как известно, он унаследовал ремесло престарелого Иосифа. Лоза в притчах Христа скорее относится к декорации Двойных ворот и золотому литью над входом в святилище, чем к будням виноградаря, коим он никогда не был.
В 10 году Храм торжественно освящают, тогда же Мария переселяется по жребию, кинутому среди Хранителей, в дом Иосифа. Далее в жеребьёвке участвует сама: девицы колена Давидова добиваются чести прясть для храмовой завесы. Именно эту престижную обязанность используют, чтобы записать Богородицу по ведомству Легпрома. Однако прясть, заниматься вышивкой для девушек и женщин знатного происхождения никогда не считалось унизительным, а иногда прямо предписывалось. Компания «прях» великолепна: от греческих богинь до принцесс, боярских дочерей и княгинь XIX века.
Завесами Ирод точно превзошёл Храм Соломона. Ворота святилища были задёрнуты столь внушительной портьерой, что на ней уместилась карта звёздного неба. Святое место при Соломоне отделяла от Святая святых стена. В Третьем храме Ирод по не вполне понятной причине отказался от перегородки. Вместо неё во всю ширину проёма были растянуты две завесы.
Материя, отгородившая обиталище Шехины, Божественное присутствие, была соткана Марией, пропущена сквозь её гибкие пальцы, размерена её карими глазами, напитана свежестью девичьего дыхания. Это третья и последняя гипотеза, делающая странное на первый взгляд предание о Богоматери исторически приемлемым".
(Роман Багдасаров)
http://elijah-morozoff.livejournal.com/1750282.html
Tags: богослужение, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments