pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Cамооборона с христианской точки зрения

Допустима ли она вообще?
Вопрос интересный и неоднозначный. И к нему можно подойти с разных уровней веры и жизненных позиций, и в зависимости от этого ответы будут также разными. С точки зрения обыкновенной человеческой справедливости, естественно, она уместна. И Писание не отрицает эту естественную человеческую справедливость, на основании которой создавались все государственные законы с самых древних времен. Апостол Павел признает, что государственный служащий-начальствующий из числа, как бы мы сегодня сказали, полицейских, «есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4). С точки зрения естественного права любой человек в отсутствии этого самого начальника-служащего, способного пресечь чужую жизнь беззаконника, который посягал даже не на него самого, а на другое лицо, может сделать то же самое в безвыходной ситуации. Ну и если сам полицейский имеет право на самооборону, то почему отказывать в этом праве другим категориям людей? Правда, это сопряжено с немалыми трудностями и рисками, особенно у нас в России, поскольку потом защищавшему себя придется доказывать, что он убил нападавшего исключительно с целью самозащиты. Но это с точки зрения естественной справедливости.

Евангелие же в целом призывает нас превосходить эту естественную человеческую справедливость. В частности, призыв Христа «любите врагов ваших», конечно же, не предполагает убийство этих самых личных врагов, даже с целью самообороны. И сам пример Христа во время распятия более, чем красноречив. Иисус не противился Своим мучителям, но только лишь молил Отца об их прощении. А когда ученики пытались Его оборонять, Он это не одобрил. В идеале, конечно, любой христианин, а не только священник и монах, призван уподобиться Христу в смирении, терпении и любви к врагам. Просто со священников и монахов в силу их уже выбранного пути больше спрашивается. Но поскольку идеал чисто человеческими усилиями не достижим (это возможно только по особому вдохновению, которое, в свою очередь, подается после долгого периода внутренней работы над собой, не иначе), то никто из нас не может быть судьями кого-либо в ситуации, в которую человек бывает поставлен, если ему приходится обороняться. Тут каждый неизбежно будет поступать по удостоверению своей совести и своей степени веры.

Преп. Серафим Саровский, как известно из его жизнеописания, не стал обороняться от напавших на него разбойников и потому остался до последних своих дней полуинвалидом. Но были ли другие примеры из жизни святых или из их рассуждений на эту тему, кто помнит?
Tags: жизнь, люди, писание
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments