pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

* * *

Мне очень близко признание о. Александра Шмемана в его дневниках, когда он однажды записал:
«Выходит так (и так было с тех пор, что я себя помню), что во всем том, что я люблю, считаю своим и с чем себя так или иначе отождествляю — религия, Церковь, тот мир, к которому я принадлежу по рождению, воспитанию, вкусам и убеждениям, — я остро вижу их неправду и их недостатки. В том же, что я не люблю и от чего отталкиваюсь, — “левизна” во всех ее проявлениях, — я вижу его правду, пускай даже и относительную. “Внутри” религии я ощущаю себя радикальным contestataire (т.е., спорщиком). Но с contestataire’ами я чувствую себя консерватором и традиционалистом».

Мне также хочется рядом с теми, кто вешает на Россию всех собак в конфликте с Украиной, быть российским патриотом. И наоборот, с теми, кто поливает грязью Европу, Америку или ту же Украину в целом, быть европейцем-западником. С православными фундаменталистами или "державниками" хочется быть протестантом. От молодых активистов-акционистов - уйти подальше "в пустыню". В общем, смотря когда, где и с кем! И потому мне близко высказывание Г. Померанца насчет его самого и небольшого круга единомышленников: "Мы всюду не совсем чужие. Мы всюду не совсем свои".

Меня многие в православных кругах пишущие в интернете считают либералом. Ну и пусть, я не против, хотя я себя таковым не всегда ощущаю и понимаю всю относительность этого и многих других терминов. Со многими светскими либералами я, наоборот, чувствую себя скорее консерватором, и где-нибудь в Англии или Франции я наверняка таким бы и был. Свобода в христианском смысле куда выше и основательнее, чем в каком-либо внешне-политическом.
У Пушкина это прекрасно выражено:
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова

Но вот узнал на днях об одном высказывании, с которым категорически и на сто процентов согласен:
"Бог есть Слово, а потому посягательство на свободу слова есть посягательство на Бога".
Иван Аксаков, известный славянофил, между прочим. Не могу, правда, точно его идентифицировать и определить, откуда оно. Если кто подскажет поточнее, буду рад.**

** Уже уточнено. Перефразированная мысль Аксакова взята отсюда:
Мысль, слово! Это та неотъемлемая принадлежность человека, без которой он не человек, а животное. Бессмысленны и бессловесны только скоты, - и только разум, иначе, слово - уподобляет человека Богу. Мы, христиане, называем самого Бога - словом. Посягать на жизнь разума и слова в человеке - значит не только совершать святотатство Божьих даров, но посягать на божественную сторону человека, на самый дух Божий, пребывающий в человеке, на то, чем человек - человек!
Tags: личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments