pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

* * *

Мне очень близко признание о. Александра Шмемана в его дневниках, когда он однажды записал:
«Выходит так (и так было с тех пор, что я себя помню), что во всем том, что я люблю, считаю своим и с чем себя так или иначе отождествляю — религия, Церковь, тот мир, к которому я принадлежу по рождению, воспитанию, вкусам и убеждениям, — я остро вижу их неправду и их недостатки. В том же, что я не люблю и от чего отталкиваюсь, — “левизна” во всех ее проявлениях, — я вижу его правду, пускай даже и относительную. “Внутри” религии я ощущаю себя радикальным contestataire (т.е., спорщиком). Но с contestataire’ами я чувствую себя консерватором и традиционалистом».

Мне также хочется рядом с теми, кто вешает на Россию всех собак в конфликте с Украиной, быть российским патриотом. И наоборот, с теми, кто поливает грязью Европу, Америку или ту же Украину в целом, быть европейцем-западником. С православными фундаменталистами или "державниками" хочется быть протестантом. От молодых активистов-акционистов - уйти подальше "в пустыню". В общем, смотря когда, где и с кем! И потому мне близко высказывание Г. Померанца насчет его самого и небольшого круга единомышленников: "Мы всюду не совсем чужие. Мы всюду не совсем свои".

Меня многие в православных кругах пишущие в интернете считают либералом. Ну и пусть, я не против, хотя я себя таковым не всегда ощущаю и понимаю всю относительность этого и многих других терминов. Со многими светскими либералами я, наоборот, чувствую себя скорее консерватором, и где-нибудь в Англии или Франции я наверняка таким бы и был. Свобода в христианском смысле куда выше и основательнее, чем в каком-либо внешне-политическом.
У Пушкина это прекрасно выражено:
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова

Но вот узнал на днях об одном высказывании, с которым категорически и на сто процентов согласен:
"Бог есть Слово, а потому посягательство на свободу слова есть посягательство на Бога".
Иван Аксаков, известный славянофил, между прочим. Не могу, правда, точно его идентифицировать и определить, откуда оно. Если кто подскажет поточнее, буду рад.**

** Уже уточнено. Перефразированная мысль Аксакова взята отсюда:
Мысль, слово! Это та неотъемлемая принадлежность человека, без которой он не человек, а животное. Бессмысленны и бессловесны только скоты, - и только разум, иначе, слово - уподобляет человека Богу. Мы, христиане, называем самого Бога - словом. Посягать на жизнь разума и слова в человеке - значит не только совершать святотатство Божьих даров, но посягать на божественную сторону человека, на самый дух Божий, пребывающий в человеке, на то, чем человек - человек!
Tags: личное
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments