pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Об относительности понятия «чудо»

С одной стороны, по словам Иисуса, «род лукавый ищет знамений», или «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4, 48). С другой, апостолы, посланные Христом на проповедь, «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16, 20). И при совершении какого-то исцеления сам Иисус спрашивал о вере. И наоборот, в Назарете у себя «не мог совершить там никакого чуда... И дивился неверию их» (Мк. 6, 5).

В каких-то экстремальных и стрессовых ситуациях почти все люди склонны возлагать надежду на чудесное вмешательство Бога. Но не все это вмешательство получают, как не все его получали и во время Христовой проповеди. Есть распространенное мнение, что в первохристианскую эпоху или вообще в библейскую подобных вмешательств было много, во всяком случае, больше, чем теперь. Так ли это на самом деле? Совсем не обязательно. Просто самих христиан по названию, даже просто по факту имевших некоторое отношение к конкретной церковной общине, тогда было гораздо меньше, чем сейчас, зато плотность, так сказать, подобных исключительных явлений была больше на церковную душу населения. Конечно, Господь вдобавок мог и изменить тактику: на этапе церковного детства или же в дохристианскую ветхозаветную эпоху нужны были подкрепляющие верующих внешние знамения, а потом, по мере взросления, люди приучались к большей самостоятельности. Так бывает, кстати, у новообращенных и в наше время: сначала человек чувствует явные знаки Божией помощи в своей жизни, а потом, наоборот, приходит ощущение определенной богооставленности...

В любом случае чудо (знамение) в классическом понимании — явление из ряда вон выходящее, нарушающее привычные представления о причинно-следственных связях и доступные нам знания о законах природы. Но знания эти постоянно меняются, пополняются, углубляются. Поэтому то, что древнему человеку могло казаться чудом, современному таковым может не казаться, поскольку уже доступно объяснение явления, казавшегося чудесным древнему человеку, естественными причинами. Но само слово «чудо» или «чудесное» указывает, что это явление по определению нетипичное и потому редко встречающееся. Или же вообще исключительное и неповторимое. Поэтому люди обычно понимают, что на чудеса надеяться нельзя — вероятность их совершения ничтожно мала. Если бы чудеса стали совершаться часто и регулярно, они просто перестали бы быть таковыми в глазах многих людей!

Допустим, естественное состояние человека вдруг изменилось до того, что он начал бы летать только по воздуху. Но тогда его хождение по земле стало бы восприниматься чудесным. Если бы все люди достигали воскресения мёртвых или могли быть воскрешены после их физической смерти, воскресение перестало бы восприниматься как чудо. Чудеса — явления непривычные, нетипичные сами по себе. А это значит, что они должны быть редкими. Но к частым и повторяющимся явлениям, наоборот, можно привыкнуть. Тогда возникает следующая проблема: где граница между чудесным и обыденным? Да её просто нет. Перестаёт ли чудесное быть таковым само по себе, если к нему привыкнешь или если оно может часто повторяться?.. Из комбинаций привычного и необычного состоит вся наша жизнь, вся её гамма разных красок. Оттого, что эта комбинация, предположим, изменится для кого-то из нас по собственному желанию, обязательно ли изменится качество самой нашей жизни и её восприятие? Скорее, само восприятие жизни в целом как дара, как чуда, в том числе в повседневных вещах, может это качество изменить в сторону неуклонного повышения.
Tags: жизнь, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments