pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Заповеди блаженств как перевернутая иерархия ценностей.

Публикую текст заметки из журнала "Самозащита без оружия", который просит меня периодически туда писать на церковные темы. Редактор внесла разные сокращения и поправки, которые меня в вышедшей журнальной публикации не очень удовлетворили (скорее всего, из-за недостатка места, и кроме того, "Предостережение" - не мой заголовок), поэтому публикую текст с учетом правок, но ближе к изначальному варианту.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Нагорная проповедь Христа начинается с девяти необычных утверждений, которые принято называть заповедями блаженства. Они кардинально отличаются от известных нам десяти заповедей, полученных пророком Моисеем на горе Синай,, и выводят нас на новый уровень духовности и морали, понятный далеко не всем. О чем хотел предупредить нас Спаситель, оставляя нам заповеди блаженства? И насколько буквально их следует воспринимать?

Сегодня слова «блаженный», «блаженство» зачастую воспринимаются искаженно. С их помощью мы либо выражаем восторг («ах, какое блаженство!»), либо характеризуем кого-то в ироническом или уничижительном ключе (от слова «блажь», то есть «блаженный человек» - вроде как не в своём уме). На самом деле блажен тот, кто причастен благу, кто исполнен благом. Но от кого исходит всякое благо? Конечно, только от одного Бога. «Никто не благ, как только один Бог», - учил Иисус (Мф. 19, 17). Значит, те, кто близки к Богу, - блаженны, одарены Его благами. Кто же, по мнению Иисуса, эти люди? Вовсе не те, которые с точки зрения внешнего успеха, силы, власти, богатств занимают высокое положение в этом мире! А наоборот, те, которых окружающий мир зачастую предпочитает не замечать или ими явно пренебрегает. Но в Царстве Небесном, замечал Иисус, «будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20, 16).

Итак, во-первых, блаженны «нищие духом» (Мф. 5, 3) или, по древним спискам Евангелия от Луки (6, 20), просто «нищие» или «бедные»! Нищета духовная может быть синонимом неодарённости и одновременно униженности или смирения. Так вот, пусть эти люди не отчаиваются, они гораздо ближе к Богу, чем те, кто в самодовольстве кичатся своими талантами, духовностью и чем-либо другим, что у них есть. То же относится и к тем, кто плачет, или, в более широком смысле этого слова, скорбит. Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены (Мф. 5, 4): Сам Бог их утешит! «Блаженны кроткие» (Мф. 5, 5) – фактически парафраз стиха псалма 36, 11: «кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира», то есть те, кто имеют дух мирен и невоинственны. Это вовсе не предполагает голое непротивление всякому насилию и беззаконию, а просто означает, что от кроткого человека не может исходить никакой агрессии. У евангелиста Матфея в перечне блаженств одно продолжает другое, перетекает в другое и следует из другого. «Алчущие и жаждущие правды» (5, 6) могут стать «изгнанными за правду» (5, 10). Миротворцами (5, 9) могут стать только те, кто милостивы (5, 7). А чистыми сердцем (5, 8) – те, кто кроток или кто плачет, в том числе о своих грехах (5, 4). Последнее блаженство у Матфея предполагает состояние систематического унижения и поношения ради Христа (5, 11)!. Но это не должно быть ни в коем случае поводом к унынию, отчаянию, но совсем наоборот: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (5, 12).

У Луки перечень блаженств более короток, и за ним идёт противопоставление: «Напротив, горе вам, богатые! Ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете»… (Лк. 6, 24-26). Разумеется, не всякий богатый, сытый и веселящийся здесь и сейчас непременно обречён на подобную участь в будущем. Но если учесть, что богатство в этом мире нередко достаётся незаслуженным, а то и нечестным путём, и к тому же за счёт тех, кто, много трудясь, получает совсем немного и остаётся бедным, то становится понятным, против кого может быть направленным данное предостережение.

Все ли готовы жертвовать чем-то ради блаженства, которое предлагает Христос? Очевидно, что нет, ибо если все на свете - даже среди верующих и церковных людей - были бы кроткими, мирными в душе, жили бы по правде и справедливости, то Царство Небесное, о котором христиане каждый раз молятся («Да придет Царствие Твое»), давно бы уже наступило. Ведь оно находится не где-то за облаками или в загробном мире, - Царство Бога или Царство Небес (то есть не «какое», а «чьё», если точнее переводить это выражение с оригинала на русский), живет среди людей, в их сердцах и умах!

Но далеко не все, внешне соглашаясь с евангельскими словами, могут сразу и безоговорочно принять всю полноту и парадоксальность этих высказываний Иисуса.
Митрополит Антоний Сурожский вспоминал, как он однажды, будучи еще молодым священником, вел беседы с прихожанами по заповедям блаженства: «Помню, я говорил раз о заповедях Блаженства. У меня есть благочестивая прихожанка, которая слушала, слушала и говорит: ну, отец Антоний, если вы это называете блаженством, пожалуйста, берите его себе, но я этого блаженства не хочу... На самом деле: нищенствовать, плакать, голодать, жаждать, да еще быть гонимым, да еще то, да еще се - и это вы называете блаженством? - Ну, спасибо вам!..». Это было сказано весьма решительно и по крайней мере честно. Евангелие необъятно по своей высоте и глубине, но стоит начать хотя бы выборочно с того, что тебя больше всего зацепило и тронуло, что ударило в душу так, что после этого можно было бы добиться исполнения этого, как советовал тот же митр. Антоний.

Наш мир неоднороден и богат разнообразием. Разнообразие касается самих людей, их способностей и талантов, но отсюда следует возможность неравенства между ними, в том числе в имуществе, благосостоянии и социальном положении. В этом явлении самом по себе нет ничего предосудительного. Но грех или порок здесь появляется тогда, когда человек с большими возможностями и талантами начинает превозноситься над другими, не хочет замечать их проблемы, но всё больше и больше упивается своей властью, богатством и влиянием на окружающих. Именно против таковых направлено острое слово Христа в Евангелии. Он даёт тем самым понять, что у Бога всё иначе. Как напоминает апостол Павел: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 5, 7). Соответственно, иерархия ценностей у Него другая, и что высоко у людей, у Бога может не иметь никакого значения. И потому первые в этом мире могут стать последними в будущем веке, и наоборот, отвергаемые и презираемые здесь и сейчас войдут в Царство Бога скорее и легче, чем многие сильные и знатные мира сего.
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments