pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Что значит «простить»?

Это не такой простой вопрос, как кажется, учитывая многочисленные беспокойства или признания, высказываемые нередко в исповедях: «не могу простить»… Но люди всё-таки сами себе во многом этот вопрос усложнили. Начнёшь выяснять, что это, и оказывается, это просто неприятные воспоминания о прошлых отношениях с обидчиками. Или травмы, полученные в детстве от родителей. Или нежелание встречаться с тем, кто обидел. Или возмущение о каком-то совершённом поступке. Спрашиваешь: ну а намерение простить-то есть? Как правило, в ответ слышишь: «Ну конечно!». Тогда есть ли реальный повод для беспокойства? Господь и само намерение приветствует!

В евангельском чтении наступившего воскресного дня (Мф. 19, 23-35) приводится конкретный пример активного непрощения: тот должник, кому был прощен огромный долг (10000 талантов – гиперболическая сумма, вовсе не реальная, хотя один раз такая сумма упоминается в связи с запланированным истреблением израильского народа в кн. Есфири (3, 9)), не просто не захотел простить другому должнику, который был должен ему 100 динариев (заработок примерно 4-х месяцев, учитывая, что по динарию в день была распространенная плата см. Мф. 20, 2), но схватил его, душил, а потом засадил его в темницу. Естественно, что окружавшие возмутились и доложили об этом царю, простившему долг первому должнику. Царь, естественно, тоже возмутился: «не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя?».

Вот пример активного, упорного и злостного непрощения. В нашей жизни много разных крайностей. Одна из них – озлобленность на обидчиков и их радикальное публичное уничижение. Другая – переживание о том, что к таким обидчикам нет той же любви и симпатии, что есть, например, к своим друзьям: «Ну ведь я же хочу видеть тех, кого люблю. А если не хочу видеть обидчиков, значит, я не простила?» (как правило, выслушиваешь подобные беспокойные признания от женщин… ). В таком случае, ответ дан в вышеуказанном евангельском чтении – Господь вовсе не требует от нас мастер-класса высшего пилотажа. Когда в ныне текущем братоубийственном конфликте обе стороны заявляют типа «не забудем, не простим», люди сами себя ставят в бесконечную цепочку саморазрушающей и умножающейся ненависти, которая лишь подпитывает данный конфликт. Тут действительно стоит подумать о своей собственной вере, какова она и насколько мы ответственно и серьёзно относимся к словам «и оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим…» Простить в евангельском смысле – всего лишь оставить долг, как в данной притче у евангелиста Матфея! Ничего больше. Всякие там воспоминания о прошлом, переживания, не очень сильное желание видеть обидчиков и прочие самокопания в общем-то прямого отношения к этому не имеют.

Да, конечно, хочется быть иной раз таким совершенным, чтобы ничего внутри подобного не было, не тревожило… Но это уже сверхъестественное состояние. Такого совершенного прощения, как некоторые в подобных случаях подразумевают, нет ни у кого, кроме Бога. Бог есть совершенная любовь, и от Него – совершенное прощение. Никто из нас не боги. Надо просто научиться быть верным в малом, и тогда уже кому-то может быть дано большее. В том числе мастер-класс по пилотажу.
Tags: жизнь, люди, писание
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments