pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Что значит «простить»?

Это не такой простой вопрос, как кажется, учитывая многочисленные беспокойства или признания, высказываемые нередко в исповедях: «не могу простить»… Но люди всё-таки сами себе во многом этот вопрос усложнили. Начнёшь выяснять, что это, и оказывается, это просто неприятные воспоминания о прошлых отношениях с обидчиками. Или травмы, полученные в детстве от родителей. Или нежелание встречаться с тем, кто обидел. Или возмущение о каком-то совершённом поступке. Спрашиваешь: ну а намерение простить-то есть? Как правило, в ответ слышишь: «Ну конечно!». Тогда есть ли реальный повод для беспокойства? Господь и само намерение приветствует!

В евангельском чтении наступившего воскресного дня (Мф. 19, 23-35) приводится конкретный пример активного непрощения: тот должник, кому был прощен огромный долг (10000 талантов – гиперболическая сумма, вовсе не реальная, хотя один раз такая сумма упоминается в связи с запланированным истреблением израильского народа в кн. Есфири (3, 9)), не просто не захотел простить другому должнику, который был должен ему 100 динариев (заработок примерно 4-х месяцев, учитывая, что по динарию в день была распространенная плата см. Мф. 20, 2), но схватил его, душил, а потом засадил его в темницу. Естественно, что окружавшие возмутились и доложили об этом царю, простившему долг первому должнику. Царь, естественно, тоже возмутился: «не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя?».

Вот пример активного, упорного и злостного непрощения. В нашей жизни много разных крайностей. Одна из них – озлобленность на обидчиков и их радикальное публичное уничижение. Другая – переживание о том, что к таким обидчикам нет той же любви и симпатии, что есть, например, к своим друзьям: «Ну ведь я же хочу видеть тех, кого люблю. А если не хочу видеть обидчиков, значит, я не простила?» (как правило, выслушиваешь подобные беспокойные признания от женщин… ). В таком случае, ответ дан в вышеуказанном евангельском чтении – Господь вовсе не требует от нас мастер-класса высшего пилотажа. Когда в ныне текущем братоубийственном конфликте обе стороны заявляют типа «не забудем, не простим», люди сами себя ставят в бесконечную цепочку саморазрушающей и умножающейся ненависти, которая лишь подпитывает данный конфликт. Тут действительно стоит подумать о своей собственной вере, какова она и насколько мы ответственно и серьёзно относимся к словам «и оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим…» Простить в евангельском смысле – всего лишь оставить долг, как в данной притче у евангелиста Матфея! Ничего больше. Всякие там воспоминания о прошлом, переживания, не очень сильное желание видеть обидчиков и прочие самокопания в общем-то прямого отношения к этому не имеют.

Да, конечно, хочется быть иной раз таким совершенным, чтобы ничего внутри подобного не было, не тревожило… Но это уже сверхъестественное состояние. Такого совершенного прощения, как некоторые в подобных случаях подразумевают, нет ни у кого, кроме Бога. Бог есть совершенная любовь, и от Него – совершенное прощение. Никто из нас не боги. Надо просто научиться быть верным в малом, и тогда уже кому-то может быть дано большее. В том числе мастер-класс по пилотажу.
Tags: жизнь, люди, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments