pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Ристо Сантала. Мидраш о Мессии

Рекомендую к прочтению всем, интересующимся богословием и библеистикой. Автор - современный шведский библеист, специалист по иудаике, интересно связывающий раннее христианство с иудаизмом. Он считает, и совершенно небезосновательно, что "знания как древних, так и современных еврейских ученых в области Ветхого Завета могут в значительной степени «обогатить церковь и раскрыть ей более глубокое понимание своих собственных библейских корней». По этой причине учителя Церкви должны «сопоставлять» ее истоки и веру с религиозным наследием Израиля. Благодаря знанию о «еврейских корнях» нашей веры и ее «еврейском наследии» наша вера сможет ощутить приток новых сил, что проявится во всех сферах церковной жизни. Эта задача еще не в полном объеме реализована в христианском богословии".

Здесь приведу отрывок, очень интересно объясняющий христианское богословие о Троице в связи с некоторыми представлениями иудаизма.

Загадочное имя «Метатрон»
происходит от греческого μεταθρονιος («метатхрониос»), т.е. «восседающий на троне». Таргум Йонатана к фрагменту из Быт.5:24, где мы читаем о Енохе, что он ходил пред Богом и «не стало его», гласит: ≪Он вознесся на небеса, и Бог назвал его именем Метатрон, Великий Писец≫327.

V,10,6 Небесный писец в свете талмудической литературы

Профессор Готтлиб Кляйн, некогда главный раввин Стокгольма, излагает в своей работе, опубликованной в 1898г., главные качества Метатрона, описывающиеся в еврейской литературе:

«Метатрон является ближайшей личностью к Богу и служит ему; с одной стороны он
посланник и уверен в себе, с другой стороны – представитель Израиля перед Богом.
Метатрон также известен как Сар ѓа-Паним, «Князь Лика» или просто «Князь», и
восседает в самых сокровенных покоях Бога («пеним»). Числовое значение имени
«Метатрон» то же, что и у «Шаддай» - «Всемогущий». Следовательно, он посланник
Всемогущего»328.

«Шаддай» равняется (10+4+300) 314 так же, как и «Метатрон» (50+6+200+9+9+40=314). Кляйн также подробно говорит о причинах того, почему в иудаизме Метатрон часто отождествляется с греческим Логосом λογος («слово»). Он демонстрирует пять таких примеров в Талмуде: «1. Метатрон, 2. Слово Господа - Мимра или Логос, 3. Присутствие Божественной славы - Шхина, 4. Божий Дух Святой - Руах ѓа-кодеш и 5. Голос с небес - Бат коль, дословно «дочь голоса»»329.
Прежде всего Метатрон выступает в роли ходатая. Талмуд говорит о том, что ангелы понимают только иврит330. Только Метатрон, защитник Израиля, может приблизиться к престолу Бога, скрепляя печатью добрые дела Израиля331. Когда был сооружен Ковчег завета Израиля, ангелам было поручено построить на небесах жилище для «юноши именем Метатрон, живя в котором он будет
приводить души праведников к Богу, чтобы искупить Израиль за время плена»332. Эта идея «искупления» возникает в приложении к Сидуру, где говорится, что таким образом звук трубы и молитвы возносятся ≪перед престолом и ходатайствуют за нас, искупая все наши грехи≫.
Наиболее важные точки соприкосновения с этим таинственным именем, созданные раввинами, это «ангел завета» и «ангел Господень». В 6 главе книги Судей рассказывается о том, как ангел Господень явился Гедеону. Мы читаем, что «Господь, воззрев на него, сказал» и «и сказал ему Господь». Раввины отождествляют ангела с «Господом». Гедеон восклицает: «Увы мне, Владыка
Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу!» (стихи 14, 16 и 22). Но что, по мнению раввинов, столь необычно в этом ангеле Господне? Когда Раши, известнейший раввин средневековья, рассматривал этот отрывок, он сослался на слова в Исходе 23:20-21: ≪Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути... блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, … ибо имя Мое в Нем≫. Раши предполагает, что слова в конце стиха ≪имя мое в нем≫ означают ≪Он и я – мы носим одно имя≫. Он продолжает: ≪И наши раввины говорили, что это Метатрон, чье имя такое же, как имя Господа≫. Он также добавляет, что числовое значение имени «Метатрон» соответствует гематрии333 слова «Шаддай» - «Всемогущий». Именно о нем Моисей говорил в Исх.33:15: «Если не пойдешь Ты Сам с нами
וגו ` הלכי w פני ] ־אי ` א, то и не выводи нас отсюда». Рамбан видит здесь и в
предшествующих стихах Метатрона и Ангела завета. Ничего удивительного, что уже в Талмуде мы находим простое утверждение о том, что Метатрон также является Князем Лика334.
Эти дискуссии, несомненно, могут завести нас в неведомые дали, но они иллюстрируют часто иррациональные корни мессианства в еврейских источниках. В Зоѓаре, согласно точным цитатам рабби Цви Наси, Мессия является ≪другой формой Божественного проявления≫; он восседает ≪на
престоле≫ и выступает в роли нашего защитника; он действительно Бог, и Божье ≪имя в нем≫; в Мессии мы можем увидеть лик Божий. А согласно Мидрашу Рут, он является небесным писцом, записывающим добрые дела Израиля335


http://www.ristosantala.com/rsla/midr_rus.pdf

И там же хорошо написано о таинстве причастия:

"В Святом Причастии хлеб обладает более глубоким значением, совмещая в себе ягненка и опресноки. В Иоанна 6:48-58 Иисус сказал, что он есть «хлеб жизни». «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет… хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя». Образ манны, дарованной Мессией, также подчеркивается в Мидраше Рут, и даже здесь скрыта перспектива вечности. Но в том же отрывке Иисус также сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Ученики возроптали на это, но Иисус спросил их: «Это ли соблазняет вас?»
Евангелие от Иоанна подробно описывает праздник Песах в главах с 13 по 17, но в нем нет установительных слов Святого Причастия, возможно, потому что это было сделано уже в других Евангелиях. Иисус сказал о хлебе: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое»421. На языке традиции ягненок называется «гуф ѓа-песах» – «тело Песаха». Тут возникает естественная ассоциация с учением Иисуса, о котором мы уже говорили выше. Теологи говорят в связи со Святым Причастием о «сущности» священных «элементов». Ивритская идиома ] גופו של העני «суть дела» вполне соответствует предмету нашего разговора. Ивритское слово «гуф» («тело»)
обозначает содержание предмета и его «сущность». Безусловно, существует определенная опасность преувеличения некоторых фактов относительно природы Святого Причастия, что и происходило в истории Церкви422. Дэвид Флассер однажды сказал в своей лекции, что католическая церковь все превратила в химию своим учением о подлинном пресуществлении элементов Евхаристии; кальвинисты превратили Причастие в философию, так как для них это всего лишь символ; но Лютер дал духовное толкование, подчеркнув слова Иисуса: «сие есть Тело Мое».
Святость хлеба или воды часто вызывала споры в христианском богословии. В Мидраше Рут «кусочек хлеба» намекает на традиционное еврейское толкование, что Мессия даст манну с небес. По словам Раши, мессианская трапеза связана с Псалмом 21:27, где мы читаем: «да едят бедные и
насыщаются». Он считал, что этот стих «относится ко времени избавления, ко дням Мессии». В Шемот Рабба есть беседа о Псалме 22:5 (Псалом о Пастыре): «“Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих” означает манну; “умастил елеем голову мою” означает свободу от забот; «чаша моя преисполнена» относится к источнику; так он приготовит стол для Грядущего (Мессии), и они будут сидеть и вкушать трапезу в Эдемском Саду»425.
По мнению некоторых, образ хлеба также связан с Молитвой Господней. Рабби Лоуренс А.Хоффман (Lawrence A.Hoffman), преподаватель в Hebrew Union College в Нью-Йорке, рассматривает греческий порядок слов «хлеб наш насущный» τον αρτον τον επιουσιον в свете 8 главы Дидахе как
«сверхъестественный хлеб»426. Эта молитва всегда произносилась в связи со Святым Причастием. Иероним называл его «хлебом следующего дня». Амвросий, как и Мидраш Рут, называл его «хлебом царства» и добавлял, что это «не тот хлеб, который входит в тело, но хлеб вечной жизни»427.

Значение вина
Говоря о вине, мы проникаем в суть Святого Причастия. В 1 Кор.11:25-26 значение вина объясняется словами Иисуса. Мы читаем: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание… Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Здесь возникает связь с пасхальным агнцем в Исходе 12:21-22, который был убит, а его кровью помазали дверные косяки и перекладины домов. Это была «кровь завета» и «кровь сия душу очищает»431. Во второй части этого стиха – «доколе Он придет» - раскрывается перспектива вечности, схожая с Мидрашем Рут.
В связи с этим полезно вспомнить известное арамейское выражение תרתי ` דמי משמע – «у крови два значения». Она может означать и кровь, и «цену». В таком случае толкование Петра и Павла выглядит вполне логичным: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы, … но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». «Вы куплены дорогою ценою»432.
Исходя из нашей темы, необходимо также отметить, что порядок Песаха состоит из четырех чаш вина. Каждая чаша имеет свое название и олицетворяет определенные элементы седера. Согласно правилам приношения напитков в храмовом богослужении, вино должно было состоять из двух
третей воды и одной трети хорошего вина. Раввины говорят о его высоком градусе и качестве. Это относилось также и к «чаше спасения» в Псалме 115. С самого начала это правило применялось и в отношении Святого Причастия. Этой традиции до сих пор придерживаются Сирийская и Восточная церкви. В Талмуде есть шутливое высказывание, что «после разрушения храма нет больше радости без вина». Фактически Песах начинался с радости433. Чтобы понять это правильно, необходимо вспомнить слова Юстина Мученика и его наставления о Святом Причастии. Около 150г. н.э. он объясняет, что после Евхаристии участники должны «поприветствовать друг друга святым лобзанием». «После этого старший получает чашу, в которой смешаны вино и
вода; он благодарит Отца всех и Его Сына и Духа Святого… когда глава общины и все люди произнесут хвалу, назначенные диаконами берут хлеб и вино, смешанное с водой, после благодарения и относят часть тем, кто отсутствовал»434.

Первая чаша называлась קִדוש («кидуш»), что означает «освящение». После этого хозяин дома омывал руки. В связи с этим вспомним, как Иисус омыл ноги своим ученикам. Так делается до сих пор самыми скромными служанками в еврейских семьях Восточной Европы. Однако, возможно, этот обычай более позднего происхождения.

Вторая чаша называлась מָגיד («магид» - «говорящий, проповедник»), так как с нее начинается «повествовательная» часть Песаха. Самый младший из участников задает вопрос: «Почему эта трапеза отличается от всех остальных ночей?» Отвечает ему хозяин: «Рабами были мы у фараона в Египте, но вывел нас Господь из Египта рукою сильною». Вероятно, все участники возлежали на
левом боку вокруг низкого стола, потому что, будучи рабами, им приходилось есть стоя перед своими хозяевами. После этого перечисляются все десять казней Египетских из книги Исход 7-12 в качестве b רו ð זִָ «напоминания» об избавлении из Египта. Эта идея «воспоминания» использовалась Иисусом впоследствии во время вечери, которая символизировала его искупительную смерть ради мира, как он сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Луки 22:19). Это также напоминает слова в Сидуре на Йом-Кипур, когда формула искупления повторяется трижды
– отдельно для мужчин, женщин и детей: זה חליפתי, זה תמורתי, זה כפרתי – «это вместо меня, это плата за меня, это мое искупление!». В 1 Иоанна 2:2 мы читаем: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».

Третья чаша называется כוס הברכה – «чаша благословения», как говорится в 1 Кор.10:16: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?»435 Если взглянуть на греческий текст, то выражение το ποτηριον της ευλογιας «чаша благословения» связано со Святым Причастием. В Луке 22:15-18 Иисус сказал: «Очень желал Я есть с вами сию
пасху … ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие». Все это подводит нас к следующей чаше. По традиции мессианская идея возникает именно на этом этапе. Дети наблюдают, задрожит ли вино перед местом для Илии в знак того, что грядет
Мессия. Трапеза подходит к концу. Это последняя часть седера. И в Луке 22:20, и в 1 Кор.11:25 подчеркивается, что Иисус взял эту чашу «после вечери». Он сказал буквально, как говорится в Матфея 26:27: πιετε εξ αυτου παντες – «Пейте из нее все!» Вся еда и пряности должны были быть полностью съедены в ту ночь, чтобы ничего не осталось египтянам. Это олицетворяло «полноту
жертвы», принесенной в пустыне. Однако между третьей и четвертой чашей запрещалось отпивать от вина, чтобы эта последняя и важная не была
исключена из необходимого числа436.

Вечная перспектива Святого Причастия

Четвертая чаша редко обсуждается в христианском богословии. Если изучить повествование о Тайной Вечере «с увеличительным стеклом», то мы заметим, что в Евангелии ни слова не говорится о четвертой чаше. Она называлась «чашей царства». В Марка 14:25 Иисус обещал: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». В Луке 22:16-17 Иисус сказал, что не будет есть пасху, «пока она не совершится в
Царствии Божием», и не будет пить от плода виноградного, «доколе не придет Царствие Божие».

Дэвид Даубе (David Daube), профессор Оксфордского университета, написал обширное исследование «Новый Завет и раввинистический иудаизм». В нем он затрагивает вопрос о четвертой чаше437. Для Павла «чаша благословения» была также «чашей Господней» (1 Кор.10:21). Но почему Иисус не отпил от четвертой чаши? По мнению Даубе, Иисус «установил ее, чтобы возместить истинное, совершенное и окончательное пришествие царства, которое все еще остается вопросом веры и надежды. Он связал его именно с четвертой чашей». Иисус не отпил от этой чаши и вознес ברכת השיר «благословение песни», так как «он отложил эту часть седера до окончательного осуществления Божьего царства».
Tags: высокое богословие, книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments