pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Из монашеской жизни последнего времени

Правдивая история. В связи с обсуждением проекта "Положения о монастырях и монашествующих"
Пишет монах Диодор (Ларионов)

""На днях к нам в монастырь приезжал монах из бывшего Николо-Великорецкого монастыря. Да, да, вы не ослышались — из бывшего. Этого монастыря теперь не существует. Вот какую историю своей обители нам рассказал «бывший» монах этого монастыря.

Несколько лет назад скончался митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. На его место был назначен новый митрополит по имени Марк из славного города Хабаровска.
Этот архиерей очень быстро приобрел дурную славу, которая докатилась до соседних епархий. Не успев приехать в епархию, он взвинтил церковные налоги, в три раза поднял цены на свечи и требы и т.п. Кроме того, с ним приехали из Хабаровска «его люди», которых он стал назначать взамен настоятелей наиболее крупных и доходных приходов. В Николо-Великорецком монастыре хранится древняя и очень известная в наших краях чудотворная икона святителя Николая, каждый год в монастырь совершается крестный ход (один из самых больших в России). В этом монастыре до недавнего времени было 8 монахов. Архиерей сразу же забрал троих самых молодых в Вятку, рукоположил их и назначил на приходы. Обложил монастырь непосильным налогом. Четыре оставшихся там старика кое-как сводили концы с концами. Наконец, настал и их черед. Архиерей снял настоятеля, игумена Петра, и сказал ему убираться на все четыре стороны, назначив вместо него своего человека из Хабаровска — о. Феодора. Петр уехал на Север (в Сыктывкарскую епархию). Затем архиерей сказал монахам монастыря: «Вас содержать нерентабельно», и решил вообще закрыть монастырь. Сделать это он захотел потому, что ему показалось недостаточным получать часть, хоть и огромную, от дохода, который монастырь имел от паломничества к чудотворной иконе св. Николая; архиерей захотел целиком контролировать денежный поток. Новоназначенный настоятель с радостью воспринял весть о закрытии обители. Монахи-старожилы стали возмущаться. Тогда архиерей — внимание обсуждающим проект Положения! — подал рапорт в комиссию по делам монастырей. Оттуда вскоре приехали члены комиссии в составе четырех человек, трое из которых были архимандритами. Кто именно приехал, монах не помнил, но одного назвал — наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия. Эти члены комиссии устроили «экзамен». Они задали монахам какие-то вопросы по катехизису. Два монаха ответили более или менее сносно, а наш монах ничего не мог толком ответить, поскольку церковной грамоте не учился... Тогда московская комиссия изрекла следующее: «Ну что ж с вами такими безграмотными делать? Будем вас закрывать». Один иеромонах спросил: «Владыка, зачем же нас закрывать? Лучше верните нам тех троих молодых монахов, которых вы забрали!» На что архиерей ответил: «Я что, с тобой должен консультироваться по тем решениям, которые принимаю?» Иеромонах, естественно, сразу заткнулся. А члены комиссии безмолвствовали.

Такова действительность. А нынешний проект «Положения» и его обсуждение — на фоне этой истории просто насмешка над всем русским монашеством. И архиереи, и поддерживающие их члены комиссии по делам монастырей, на деле показывают, что «Положение по монастырям и монашествующим», даже в нынешней его форме, для них абсолютно ничего не значит.

Монах, который рассказывал эту историю, говорил: «Я пришел в монастырь, думал там проведу остаток дней своих. Но теперь нет ни того, кто меня постригал, ни дорогих мне братьев. Чужой человек управляет всем, а монастырь упразднили. И когда я приезжаю, он спрашивает меня, чего я здесь забыл. А другого старика нашего отправили домой под видом лечения и сказали, чтоб уж не возвращался. И знаешь, отец Диодор, — заключил он, — душа моя возмущена, и я не знаю, что мне делать».

Он уехал, однако, с решимостью терпеть «до конца». Скорее всего, его просто вывезут из обители и оставят на дороге. И кстати, у этого монаха зять — священник. Когда архиерей его снимал с одного прихода, на котором тот прослужил много лет, и сказал при этом, что даёт сутки на сборы, матушка того священника, дочь этого монаха, сошла с ума от горя.""
http://www.bogoslov.ru/text/4016548.html#comment4109954
=======================================================================================
Сам я ничего не могу утверждать о митр. Марке - видел его только пару-тройку раз, но никакого впечатления для себя самого о нем составить не успел. Тут лишь наблюдается в очередной раз одна и та же закономерность, выражающаяся в известной поговорке "каждая метла по-новому метёт". Приезжает новый "менеджер" - дела прежнего разоблачаются, наводится порядок, и при этом "команда" прежнего рассеивается, на место которой приходит новая, "своя". Всё это по сути присуще "миру сему", где иной раз эти все процедуры проводятся как-то даже более сглаженно, постепенно и даже интеллигентно, что ли. В Кировской области живет моя хорошая знакомая Татьяна, которая познакомилась с Марком и осталась о нем при весьма приятных впечатлениях (она еще сюда напишет). Архиерей ревнует об образовании духовенства, ссылаясь на его "вопиющую безграмотность". Сам же, по её словам, образованный и здравомыслящий.

Кстати, это тоже характерная черта церковного быта: архиерей может выглядеть невыносимым в глазах духовенства, но вполне приличным и достойным в глазах простых верующих... Впрочем, до поры до времени, пока необоснованный перевод кого-то из близких к ним священников не коснется их самих. Но поскольку у нас братских общин мало, то в основном почти их и не касается. А особенно благочестивые спишут всё на "волю Божию": раз владыка решил, значит, правильно, так тому и быть.

Милость Божия, впрочем, совершенно очевидна ко всем служителям, даже пребывающим, в том числе, в страстях и пороках: и вокруг последних есть свои опекуны-почитатели, и сами такие служители могут показать свои светлые стороны, если не всем подряд людям, то хотя бы некоторым. Я хорошо знаю двух архиереев, которые не любили духовенство, и духовенство, соответственно, не очень-то жаловало их самих, но многие люди со стороны могли быть буквально очарованы ими. Поэтому и оценки каждого архиерея неизбежно будут не совпадающие друг с другом. Но дело, в конце концов, не в них (не может ни один человек на свете всем нравиться), а в общей системе управления, воспроизводящей всё одни и те же "системные ошибки".
Tags: жизнь церковная, жуть, люди
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments